Межличностные отношения и психологический климат в коллективе

Информация о психологии » Построение межличностных отношений в юношеском возрасте » Межличностные отношения и психологический климат в коллективе

Страница 3

Таким образом, психологический климат - это складывающаяся в группе нравственная (эмоциональная) атмосфера, комфортная или дискомфортная для членов группы [19; С.177].

Теперь перейдем к классификации межличностных отношений. Для нее имеется множество оснований (таблица 1.1).

Таблица 1.1 Классификация межличностных отношений

1 По характеру взаимодействия

а) Деловые отношения

б) Неофициальные межличностные отношения в производственных группах

Могут быть непосредственными - общение с членами группы, лидерами; так и опосредованными - с помощью других лиц (посредников) или технических средств

Направляются системой эмоционально опосредованных связей: взаимных симпатий и антипатий, дружбой, доверием и т.п. На основе этих отношений малая группа 20-30 человек стихийно разделяется на несколько неформальных контактных микрогрупп по 3-7 человек

2 По форме взаимодействия

а) психомоторные

б) интеллектуальные

в) перцептивные

г) коммуникативные

Осуществление практических совместных действий

При решении мыслительных задач (принятие решений и т.п.)

При решении задач на опознание и декодирование сигналов

Посредством речевых функций и других средств общения

Межличностные отношения различают также по валентности или знаку: положительные, индифферентные, отрицательные.

На основании предложенной классификации можно сказать, что вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и другие. Признаком хорошей организации производственных групп является преобладание официальной структуры над неофициальной. В свою очередь, важно знать, на каких ценностных ориентирах строятся неформальные отношения в группе.

Таким образом, межличностные отношения как объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми, проявлениями которых служат сплоченность как ценностно-ориентационное единство, коллективистское самоопределение, характер межличностных выборов, психологическая атмосфера, представляется достаточно сложным феноменом.

Учитывая их несомненную значимость в эффективности жизнедеятельности коллектива необходимым представляется рассмотрение их регулирования.

Межличностные отношения в коллективе обладают определенной спецификой, которая требует их регуляции. И регулятором здесь выступают нормы. В данном случае различают нормы групповые и социальные.

Нормы групповые (от лат. norma - руководящее начало, точнее предписание, образец) - совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения [21; С.238].

Нормы групповые являются специфическим видом и своеобразной призмой преломления социальных норм, регулирующих жизнедеятельность больших групп и всего общества в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Феминизм
В определенном смысле перспектива зарождения феминизма существовала всегда. Где бы и когда женщины ни находились в подчиненном положении, в той или иной форме они всегда протестовали против сложившейся ситуации. Предвестников феминистског ...

Отечественные подходы к изучению проблемы личности в психологии
Подход С.Л. Рубинштейна Первый подход характеризуется достаточно широким кругом явлений, относимых к психологии личности. Этот подход представлен и реализован в трудах С.Л. Рубинштейна и его последователей, в частности в работах Е.В. Шор ...

Реакции учителя как причина возникновения стресса
Многие учителя считают возможным реагировать в основном только на промахи учащихся: важной составляющей их ролевого поведения является контроль, цель которого заключается в том, чтобы «поймать» ученика на ошибке, на забывчивости или на не ...