Считается, что проведение эффективного собеседования это целое искусство, которое требует импровизацию и чувство такта. Но даже на Западе есть свои каноны, списки типовых фраз и вопросов, которые обязательно рекомендуется задать кандидату [приложение 1]. Вопросы о хронических заболеваниях на Западе считаются запрещенными. Рекрутеры пытаются выявить симптомы хроника по другим признакам. В России их не задают не только из такта, сколько из-за понимания, что кандидат вполне может соврать. Не принято спрашивать о сексуальной ориентации, потому что считается, что работы это не касается. Хотя в коллективе из-за появления такого человека иногда начинается «брожение умов» и пересуды.
Менеджер по персоналу может сказать кандидату: «Если вы обладаете какой-то склонностью или можете быть временно нетрудоспособным по какой-то причине, вам лучше всего сказать это сейчас, чтобы мы учли это при организации вашей работы».
Остальные личные вопросы, которые в развитых странах считаются неуместными, на собеседовании в нашей стране в последнее время звучат часто:
· Вы снимаете жилье или живете в своей квартире?
· Кто ведет хозяйство в вашем доме?
· У вас есть машина? Какой марки и года выпуска?
· Где вы отдыхали в последнее время?
· У вас есть хобби?
· Если у вас есть дети, то кто ими занимается?
· У вас есть планы крупной покупки? [5 c. 35]
Сама по себе такая информация большой пользы не принесет, но во время разговора на такие темы у человека ослабевает контроль над своей речью и он может больше проявить себя.
Если принимают менеджеров по продажам, которые будут получать в зависимости от результата своей работы, и выясняется, что у них есть планы купить квартиру или машину. Этот менеджер будет работать активнее, т.к. он мотивирован на увеличение своего благосостояния.
Также многое о человеке может сказать и опоздание: насколько он опаздывает, предупреждает ли об опоздании и как объясняет его. Само по себе опоздание не считается преступлением и признаком того, что кандидат не годится. Его могут задержать объективные причины. Другое дело, как он говорит о них – как об обычной текучке, или жалуется, что мир вокруг него неорганизован.
Поведение и манера рекрутера зависят от многих параметров:
· психологических установок и поведения кандидата, его культурного уровня, образования;
· должности и уровня, который этот человек занимает сейчас и, возможно, будет занимать в организации;
· задач собеседования.
Иногда поведение, связанное с опозданием, многое может сказать о человеке. Встречаются люди, которые, чувствуя свою вину, ведут себя агрессивно, обвиняют менеджера по персоналу в том, что их офис расположен неудобно. Некоторые вообще не извиняются за задержку и ведут себя так, словно для них достаточно явиться в назначенный день.
Вначале стоит спросить кандидата о простых вещах. Если на улице ненастье, спросить: «Вам дождь (снег) не помешал?» или «Как добрались?», «Вы быстро нашли наш офис». У этих простых вопросов, несмотря на видимую простоту, несколько назначений:
· показать человеку, что о нем заботятся, и таким образом установить эмоциональный контакт, вызвать доверие;
· завязать разговор с фразы, не вызывающей волнение. Не касаться с порога серьезных тем, чтобы гость успокоился, пришел в себя, смог сосредоточиться и отвечать спокойно;
· выяснить адекватность его восприятия и чувство такта.
Ненормально, когда визитер начинает долго и подробно рассказывать, как он добирался. Это часто бывает признаком инфантильности. Не особо умные манипуляторы используют этот вопрос для того, чтобы выиграть «очко» в свою пользу и говорят, что офис находится неудобно, также встречаются жалобщики. [5 c. 36]
Нормальными считаются короткие (в 1–3 предложения) ответы вроде: «Спасибо, все в порядке», «да, добрался отлично». Некоторые кандидаты говорят комплимент: «У вас отличный район, здание, офис…». Это неплохой знак.
Если кандидата необходимо подробно расспросить, то надо вызывать доверие. Отсюда – дружеский тон. Также во время собеседования рекомендуется подстраиваться под темп и ритм речи, т.к. человеку легче открыть душу тому, кто на него похож.
Вне зависимости от того, с кем общается менеджер по приему персонала, он должен использовать активное слушание – т. е. слушать и вставлять фразы вроде «так-так, это интересно» или задавать уточняющие вопросы, перефразировать слова собеседника.
Некоторые кандидаты во время собеседования кажутся робкими. Их нужно подбодрить и выяснить причину – это заниженная самооценка, оправданная или неоправданная, а может быть, это привычка вести себя очень скромно или хитрый маневр, притворство агрессора. Другие стараются перехватить инициативу, вести разговор с позиции начальника и с ними нужно вести игру. Хорошо, если это человек на руководящую должность. Но рядовой сотрудник с генеральскими амбициями будет только создавать конфликтную ситуацию.
Еще по теме:
Становление нового уровня самосознания.
Становление нового уровня самосознания в ранней юности идет по направлениям, выделенным еще Л.С.Выготским, - интегрированию образа самого себя, “перемещению” его “извне вовнутрь”.[11;229-230] В этот возрастной период происходит смена некот ...
Структура современной юридической психологии
Юридическая психология – сравнительно новая отрасль научного знания. Она сформировалась в 40-60-х гг. XX в. на основе психолого-юридических знаний: криминальной психологии, возникшей параллельно с криминалистикой в связи с необходимостью ...
Дезорганизационная функция
Способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность легла в основу теорий, подчеркивающих дезорганизационнуюфункцию эмоций (Э. Клапаред; Pieron, 1928 и др.). Однако данная характеристика эмоций может быть принята лишь с определенным ...
Навигация