Краткая биографиия Аристотеля

Страница 1

Аристотель родился в 384 г. до н. э., во время больших событий в Македонии и Греции. Его родина – греческий город Стагира, расположенный на берегу Стримонского залива в Эгейском море, – была под сильным влиянием Македонии и переживала, как многие греческие города того времени, историю, полную быстрых перемен и острой борьбы классов.

Отец Аристотеля Никомах, будучи придворным врачом македонского царя Аминта II, познакомил своего сына с общественной жизнью Стагиры и македонского двора. Благодаря этому Аристотель еще в молодости имел возможность следить за борьбой политических группировок среди рабовладельцев. В детстве и юности Аристотель был очень дружен с Филиппом, будущим диктатором Македонии. 15-летним юношей Аристотель лишился родителей и продолжал образование под руководством своего опекуна Проксена из Атарнея, с большим интересом наблюдавшего за развитием умственной жизни Греции. Аристотель много получил от разносторонне образованного Проксена и с большой теплотой отзывался о нем.

Уже в годы юности Аристотель воспринял семейные традиции, с увлечением занимаясь естественными науками. Этому, как можно предполагать, вначале сильно способствовал отец философа Никомах, стоявший на вершине медицинских знаний той эпохи. Опекун Аристотеля Проксен также много сделал для того, чтобы привить юноше любовь к естественным наукам. Для Аристотеля не прошло бесследным влияние медицинских кругов, с которыми общалась его семья. Это следует отметить, потому что именно выдающимся врачам Греции, традиции которых продолжал Никомах, принадлежит заслуга систематизации большого эмпирического материала и всяческой поддержки все возраставшего интереса к материалистической тенденции естествознания. Унаследовав от отца значительные средства, крупную по тем временам библиотеку редких рукописей и записей ряда самостоятельно осуществленных Никомахом наблюдений естественно-научного характера, Аристотель уже в молодости смог посвятить все свое внимание вопросам науки и философии.

Уже в 367 г. до н. э. 17-летний юноша покидает семью Проксена, чтобы надолго водвориться в афинской Академии Платона. Аристотеля притягивала к Афинам не только необычайная популярность имени главы Академии. Он мечтал о тех научных материалах, которые ему удастся собрать в Афинах и тем обогатить свое образование. Больше всего он надеялся получить от личных бесед с Платоном по вопросам политики, философии и науки.

С большим рвением он принялся за изучение рукописей, хранившихся в библиотеке Академии, постепенно входя в круг идей, развивавшихся школой Платона. В Академии крупнейшего греческого философа-идеалиста Платона Аристотель провел 20 лет. Это были годы напряженной творческой работы и борьбы.

Изучив многие рукописи Платона и его учеников, прослушав беседы самого Платона по всем областям знания того времени, Аристотель вначале разделял большинство идей, господствовавших в Академии. Взгляды Платона на сущность и задачи философского знания, как и его взгляды на устройство вселенной, не способствовали развитию наук и были отсталыми даже для того времени.

Влияние Платона на своего выдающегося ученика было велико лишь в первые годы пребывания Аристотеля в Академии. Аристотель совершил свои научные открытия вопреки влиянию Платона и даже в борьбе с ним. Уже к 25-27 годам Аристотель был вполне самостоятельным и оригинальным ученым, стремящимся обосновывать свои теоретические выводы историческим и опытным материалом. Это резко выделяло Аристотеля из среды платоников, заполнивших стены Академии. (1, Ал 10-13) Недаром на знаменитой фреске Рафаэля «Афинская школа», находящейся в Ватиканском дворце в Риме, Платон поднимает руку, указывая на небо, в то время как Аристотель протягивает ее вперед, к земле. В этих образах запечатлено различие в ориентации двух великих мыслителей. Различались не только научные, но и личностные позиции ученых, так как, судя по всему, для более уравновешенного и хладнокровного Аристотеля борьба мотивов, разочарования и стремления к недостижимому идеалу, свойственные Платону, были нехарактерны. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в прямом общении с ними. (7, Марц 56) И своим жестом Аристотель призывает Платона быть поближе к реальной земной действительности.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Деловая беседа как форма управленческого труда
под деловой беседой понимается осмысленное стремление одного человека или группы людей посредством слова вызвать желание у другого человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы что-то в какой-либо ситуации или установит но ...

Условия, необходимые для преодоления страхов у детей
Приведенные случаи страхов в подростковом возрасте говорят об отсутствии надлежащей помощи в более раннем – младшем школьном и особенно дошкольном возрасте, когда страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольк ...

Когда стресс приводит к перенапряжению
Стресс - (англ. stress — напряжение) — состояние напряжения — совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров) — холода, голо ...