Экспериментальные исследования представления себя другим

Информация о психологии » Представление себя другим как способ самопознания » Экспериментальные исследования представления себя другим

Страница 2

Модус долга. Знание о своей миссии, о своем высоком предназначении, необычной участи. Могут присутствовать сверхценные идеи, максимализм. Долг может быть перед кем угодно. Поступки обычно совершаются вопреки своим желаниям. В этом смысле – это модус преодоления себя.

Модус воли обнаруживается в стремлении реализовать свой выбор. Это может быть борьба с кем-то, поступки вопреки обстоятельствам, это может быть достижение результатов собственными усилиями.

Модус познания. Человек постоянно находится в поиске, открывает что-то новое. Проявляется как любопытство. Часто познание реализуется в путешествии, странничестве, искании. Они помогают не только познать мир, но и познать себя. Познание может включать в себя различные проверки, испытания.

Модус творчества присутствует там, где человек создает что-либо, изобретает. Важно как именно использует человек свои уникальные качества в процессе создания. «Я» интерпретируется с точки зрения продуктов творчества, а также как «создатель»

Модус одиночества может быть как сингулярный модус – эгоистическая жизнь для себя, а может стать ресурсом самопознания себя как уникального, отличного от остальных, в некотором роде избранного. В одиночестве герой сталкивается с самим собой. Может сопровождаться чувством ненужности, покинутости.

Модус умирания и воскрешения. Осознание конечности своего бытия. Но обычно не бывает прямого столкновения со смертью. Часто проявляется в мотивах гибели и оживления (живой и мертвой водой), засыпании и пробуждении ото сна. Этот модус является необходимым компонентом развития.

Модус Бога. Проявляется везде, где есть потребность в управлении событиями или героями. Может содержать в себе модусы свободы и творчества. Виден в феях, волшебниках, в авторах.

Модус страдания. Обнаруживается там, где герой сталкивается с непреодолимыми преградами, с условиями, которые они не в силах изменить. Может проявляться в добровольной жертве, а также там, где присутствует мотив искупления, мотив жертвы, мотив терпения и смирения.

Модус игры. Присутствует там, где есть авантюризм, риск и азарт как способы справиться с монотонностью жизни. Его реализуют плутовские герои.

Для исследования представлений себя другим нами была разработана система заданий, включающая в себя стандартные методики, а также разработанные задания, разработанные нами совместно с Сапоговой Е.Е.

Первое задание было направлено на изучение личностных особенностей испытуемых, необходимых для понимания того, какими респонденты являются в действительности, а также для сравнения с тем, что они сами думают о себе. Для этого мы использовали Фрайбургский личностный опросник (FPI) (Из книги Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.: ил. С. 274-286) Это многофакторный личностный тест, пригодный для диагностики некоторых важных свойств личности. Это надежное средство для практических и научно-исследовательских целей. Опросник экономичен и предоставляет относительно много количественной информации о важных личностных факторах, что и обусловило выбор именно этой методики.

Во втором задании мы попросили написать краткую автобиографию и прокомментировать ее. Биографические исследования необходимы, чтобы выявить доминирующие события, которые выбираются в качестве основных, чтобы в дальнейшем стать основой написания истории о себе и ее дальнейшей интерпретации. В качестве официальной биографии испытуемые пишут обычно некий перечень нормативных событий жизни. Она ориентирована прежде всего на стороннего наблюдателя. Комментарии позволяют выделить наиболее важные по мнению испытуемого события его жизни.

Третье задание состояло из ряда открытых вопросов, касающихся степени удовлетворенности жизнью, степени реализации поставленных жизненных целей, ожиданий к своей судьбе. Целью этого задания было также подтолкнуть испытуемых задуматься над смыслом жизни, своем месте в мире, к тому, «что было бы, если…». Также мы предложили респондентам описать себя «в другой жизни» и придумать другую жизнь, чтобы выявить доминирующие способы существования другого.

В четвертом задании мы попросили испытуемых описать себя в реальности и такими, каким они желали бы быть. Давая это задание, мы рассчитывали получить некий набор самоописаний «Я» - реального и «Я» - идеального, того, насколько субъект сам знает себя. Для этих целей мы составили список из 76 прилагательных и провели экспертную оценку их пригодности для самоописаноия.(приложение 1) В экспертной оценке приняли участие 43 человека – студенты специальности «Психология» третьего и пятого курсов. Мы попросили их ознакомиться с нашим списком, вычеркнуть прилагательные непригодные на их взгляд для самоописания и добавить свой вариант. Мы убрали из нашего списка прилагательные, вычеркнутые большинством (22 и более) экспертов: глупый, грациозный, отверженный, ненавидящий, сложный, хороший; и добавили несколько прилагательных, дописанных экспертами. В итоге наш список составил 99 прилагательных. Далее мы попросили испытуемых выразить себя в одном, двух, пяти словах. Мы предполагали некое дальнейшее развитие концептов самоописания.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Агрессивность
Агрессивность, как свойство личности, является социально приобретенным продуктом социализации. Отдельные врожденные характеристики (тип высшей нервной деятельности, гормональный статус и т.д.) в процессе развития могут оказывать влияние н ...

Понятие "пограничные психические расстройства" в детско- подростковом возрасте
Проблема пограничных нервно-психических расстройств в связи с трудностью определения их границ и классификации до сих пор остается дискуссионной (Дмитриева Н.В., Морозов В.И., 1980; Захаров А.И.,1991; Ковалев В.В.,1995; Лебединский В.В., ...

Иерархия потребностей человека - корень понимания успешности. Дауншифтинг
Физиологические потребности: то, что необходимо человеку для поддержания жизни, — еда, вода, пристанище, секс. Эти потребности потому так важны, что без их удовлетворения сама жизнь индивидуума — а значит, и всего человечества — находится ...