Психодиагностика: понятие, цели, методы

Страница 2

Психологический уровень.

Определяется закономерностями познавательной, эмоциональной и волевой сфер человека, которые проявляются в его деятельности и поведении. Их диагностика позволяет достоверно определить цели, мотивы, потребности, интересы, склонности, способности, черты характера конкретного человека.

Социально-психологический уровень.

Определяется закономерностями явлений психики, обусловленными включением человека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т.д.), а также психологическими характеристиками реальной социальной среды (межличностные отношения, традиции, конкурентность, сплоченность, психологический климат, общественное мнение, групповое настроение и т.д.).

Следует иметь в виду, что некоторые показатели нельзя безоговорочно отнести к только одному из уровней. Допустим, устойчивость внимания может характеризовать наличие этого феномена не только на уровне индивидуальных состояний, но и на уровне свойств психики клиента. Поэтому многие из явлений, изучаемых психологом, могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

Изучение психических явлений осуществляется с помощью различных психологических методов исследования: наблюдений, опросов, тестирования, экспериментов и других известных способов познания.

Практика психодиагностики показывает, что для успешного психологического тестирования важно избрать наиболее эффективный исследовательский инструментарий. В психологии существует несколько классификаций методов психологического исследования. В качестве примера рассмотрим классификацию Б.Г. Ананьева[2].

Методы делятся на: организационные, эмпирические, обработки экспериментальных данных, интерпретации данных.

Организационные методы

(определяют стратегию на всех этапах исследования):

1. Сравнительный. Наиболее характерной его чертой является сравнение различий в пределах одного (или близкого) возраста.

2. Лонгитюдный. Исследуются различия по определенному признаку в пределах значительного отрезка времени (не меньше одного года).

3. Комплексный. Ориентирован на создание разноуровневой концепции, требует установления взаимосвязей между факторам исследования координационных связей. Дает возможность прогнозирования развития ситуации.

Эмпирические методы:

1. Обсервационные. Методы наблюдения и самонаблюдения.

2. Экспериментальные. Лабораторный, полевой, естественный, психолого-педагогический (обучающий).

3. Праксиметрические (приемы анализа деятельности и ее продуктов): составление профессиограммы, циклография (анализ деятельных циклов – последовательностей операций), оценка результатов деятельности.

4. Психодиагностические. Стандартизованные тесты, анкеты, интервью, беседа.

5. Методы моделирования: математическое моделирование, кибернетическое моделирование.

6. Биографический (анализ факторов и событий жизненного пути).

Методы обработки экспериментальных данных:

1. Количественные методы (статистическая обработка данных).

2. Качественные методы (дифференцирование и обобщение материала по качественным параметрам).

Методы интерпретации данных:

1. Генетический путь – определение закономерностей изменения параметров.

2. Структурный путь – построение типологий (построение профилей и изучение взаимоотношений между факторами).

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Результаты коррекции состояния одиночества
Методика коррекции состояния одиночества была апробирована на двух тренинговых группах. Общее количество обследуемых составило 20 человек, в том числе 10 мужчин и 10 женщин. Возраст участников от22 до 44 лет. Часть группы были мужчины и ж ...

Развитие восприятия
Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения ...

Социально-психологическая компетентность менеджеров
Современные социально-экономические условия предъявляют высокие требования к уровню компетентности различных специалистов. В связи с высокой конкуренцией, увеличиваются нормы, предъявляемые к качеству профессиональной деятельности, что об ...