Применение элементов терапии творческим самовыражением в работе практического психолога с детьми подросткового и юношеского возраста

Информация о психологии » Применение элементов терапии творческим самовыражением в работе практического психолога с детьми подросткового и юношеского возраста

Страница 2

Самыми распространенными мотивами явились: стремление к самопознанию, к улучшению саморегуляции, стремление избавиться от чувства неполноценности, получить объективную информацию о себе, получить возможность самореализации.

Вот, что говорили дети: "Мне мешает раздражительность"; "Могу расплакаться"; "Не могу постоять за себя, мне все время говорят: "Ты самый умный?"; "Меня не покидает ощущение собственной неполноценности"; "Иногда я сравниваю себя с другими, и я им очень даже завидую"; "О моем переменчивом характере можно сказать очень много: я очень веселая, люблю жизнь с ее сюрпризами, но легко вспыльчива, раздражительна и иногда плачу по пустякам, не довожу дело до конца – это мне очень мешает"; "Я не могу себя понять, я не могу ответить на вопрос – что я такое, и на что я способна"; "Я многого хочу добиться в жизни и очень боюсь оказаться серостью"; "Я не доволен своим поведением. Мне хочется во все вмешаться, все переделать, довершить. Мне почему-то кажется, что я чувствую стиль, как бы сказать – гармонию совершенства, но я всегда сдерживаю себя. Иногда, боясь своим превосходством обидеть людей, иногда понимая, что они мастера гораздо больше, чем я. Я сдерживаю себя, я остываю, мне нужно хоть где-то себя проявить, хоть где-то".

В группу вошли ученики 10-х классов, те кто проявил интерес и выразил желание участвовать в занятиях. В группу вошло 17 человек.

Конкретными целями этих групповых занятий были следующие:

1. Познакомить участников групповых занятий группы с типологией характеров. Особое внимание уделить сильным сторонам каждого типа. Показать, что существуют позитивные моменты в каждом типе характера. Показать неповторимость и ценность индивидуальности, необходимость проявлять уважение к "инакости".

2. Организовать ситуации познания участниками группы особенностей своего характера в творческом самовыражении.

3. Сформировать позитивное отношение к проявлениям особенностей собственного характера и характера другого человека.

4. Познакомить участников группы со средствами эмоционального творческого самовыражения.

Первое занятие посвящено теме "Творчество".

В начале каждого занятия рассматриваем с учащимися репродукции картин разных художников. Рассматриваем и сравниваем деревенские пейзажи Клода Моне и "Хижины" Ван Гога, пейзажи А.И. Куинджи, А.И. Левитана, Мориса де Вламинка, В.Э. Борисова-Мусатова. Рассматриваем и сравниваем женские портреты "Портрет молодой женщины" Пабло Пикассо, "Девушка с веером" Огюста Ренуара, "Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме" И.П. Аргунова; натюрморты И.Т. Хруцкого и Анри Матисса. Обращаем внимание прежде всего не на различия в стилях этих произведений, не на то, что они принадлежали к разным эпохам, говорили о том, как по-разному эти художники видят и изображают мир вокруг себя, людей.

Дети отмечают, что одни картины похожи на фотографии, другие – "как картинка из сна" и говорили с детьми о том, что в каждом из этих произведений проявляется творческая индивидуальность автора, его отношение к миру, к людям, его мироощущение. Индивидуальность, особенности личности проявляются и в творчестве писателей и поэтов. Для примера зачитываем стихотворение "Осень" А.С. Пушкина и стихотворение "Золотая осень" Б.Л. Пастернака.

Порой, когда смотришь на какую-нибудь картину или читаешь рассказ или стихотворение, чувствуешь, что это произведение тебе близко, созвучно твоему внутреннему мироощущению. Когда мы встречаем что-то, что нам близко, мы воспринимаем это не рассудочно, а всей душой, эмоционально переживая эту встречу.

Тогда мы можем сказать себе, что нас вдохновило то или иное произведение, картина. Но есть и то, что нам не близко, что не трогает, не вдохновляет. Так и общаемся мы с миром живописи, литературой, выбирая для себя похожее, близкое, свое и отставляя в сторону то, что не приняла душа. И этот выбор у каждого из нас будет индивидуален и будет зависеть от того, на мироощущение какого творца похоже собственное мироощущение. Творения художников несут отпечаток их личностного склада, характера. И каждый из вас уже выбрал себе картины, которые вам близки, про которые вы можете сказать: "Я вижу мир точно так же, я его так же ощущаю".

И мы чувствуем, как иногда поднимается настроение, когда мы сталкиваемся с чем-то близким, своим по духу. Это вдохновение, этот эмоциональный подъем благотворно влияет на нас и даже на наше тело. Мы можем не только искать созвучное, но можем создавать что-то свое, проявив себя в творчестве, выразив свое видение, чувствование мира. Это можно сделать не только в написании сочинения, но в простой фразе в записной книжке, в оформлении собственной комнаты или в разговоре с человеком, в чтении литературы. Ко всему, с чем мы соприкасаемся, мы можем относиться творчески, то есть выражая себя в этом отношении по-своему, в соответствии со своим душевным складом, опытом, знаниями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Проблема активизации, активности и самоактивизации
Если исходить из главной цели, основных задач профессионального самоопределения и уровней их решения, то сам смысл профориентации сводится к формированию субъекта профессионального самоопределения. Если обратиться к уровням решения профор ...

Результаты коррекции состояния одиночества
Методика коррекции состояния одиночества была апробирована на двух тренинговых группах. Общее количество обследуемых составило 20 человек, в том числе 10 мужчин и 10 женщин. Возраст участников от22 до 44 лет. Часть группы были мужчины и ж ...

Безработица
Во всех странах мира существует такая проблема как безработица. Ее жертвами становятся сотни миллионов человек, многие из которых матери и отцы. Для двух третей итальянцев - это “угроза номер один”. Появляются новые общественные проблемы. ...