Понятие социальной адаптации.

Социально-психическая дезадаптированность

личности выражается в неспособности адаптации личности к собственным потребностям и притязаниям. Под социальной неадаптированностью (дезадапатацией) Д. В. Рязанов понимает состояние затруднения человека при интеграции в социум и его неудовлетворенность своим положением. Неадаптированность, по его мнению, проявляется в самых разнообразных формах.[1] Формы дезадаптации как процесса, ведущего не к разрешению проблемной ситуации, а к ее усугублению, к усилению трудностей и тех неприятных ситуаций, которые она вызывает, можно представить в виде факторов, классифицируемых в зависимости от рассматриваемого уровня проявления. С учетом иерархического подхода к изучению процессов дезадаптации выделяются следующие уровни:

1. психосоматический;

2. когнитивно-эмоциональный;

3. клинических синдромов поведения и патология стилей жизни[2].

Дезадаптация

рассматривается нами как состояние затруднения человека при интеграции в социум, сопровождающееся личностными расстройствами в виде нарушения личностных процессов.

Проблема социальной адаптации является предметом исследования во многих областях знания, и каждая наука подходит к ее изучению со своих позиций, что обуславливает многообразие представлений о сущности этого процесса. В самом общем виде под социальной адаптацией понимается взаимодействие личности или группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. В настоящее время существует множество подходов к анализу данного понятия, однако наиболее распространенно выделение трех видов адаптации:

1. через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду и изменением себя;

2. через преобразование среды;

3. адаптацию путем самоустранения или ухода из среды.

Согласно первому преобладающему представлению адаптация есть приспособление, проявляющееся в комфортности, согласии и уступчивости по отношению к требованиям ситуации или окружения. В этом определении существенно то, что адаптация подразумевает изменения себя, своего Я под воздействием внешних факторов. Следовательно, нужно соответствовать определенным нормам и ценностям доминирующим в культуре.

Адаптация путем преобразования среды заключается в модификации или изменении окружения в соответствии с потребностями индивида. Данная форма адаптации часто носит вид новаторского полведения и сопровождается созданием новых способов разрешения проблемных ситуаций, в результате которых появляются новые ценности.

Третий вид адаптации представляет собой самоустранение и ли уход из среды. Этот путь актуализируется тогда, когда два предшествующих пути не удалось реализовать в связи с невозможностью принять ценности окружения как свои, с одной стороны, и неспособностью изменить или покорить окружающий мир с другой. Крайняя форма ухода из среды- самоубийство.

Понятие «Социализация» и «социальная адаптация» тесно связаны, но их нельзя отождествлять. Социальная адаптация это один из механизмов социализации. Социализация раскрывает механизм социального становления человека, процесс усвоения жизненного опыта, а адаптация- активное приспособление к окружающему миру. Различая эти понятия не следует забывать, что они взаимосвязаны и тесно переплетаются.

Социальная адаптация влияет на протекание процесса социализации, ускоряя или замедляя его. Так, успешная бесконфликтная адаптация, вхождение человека в новый коллектив, могут способствовать скорейшей социализации. Процесс адаптации идет на протяжении всей жизни человека. От того насколько успешно он будет происходить в детском возрасте, во многом зависит дальнейшая социализация личности.

Еще по теме:

Возникновение психологического подхода к проблеме психического здоровья
Начало другого подхода к пониманию к пониманию психологического здоровья, как известно, было положено З. Фрейдом, который понимал многие психические нарушения как следствие внутриличностных конфликтов, которые тревожат даже здоровых людей ...

Анализ полученных данных по изучению условий социально-педагогической поддержки одаренных детей в дошкольном учреждении
Проанализировав полученные данные по анкетам, можно сделать следующие выводы и дать рекомендации: · Не все воспитатели четко разграничивают понятия «одаренность» и «способности». Одаренность – генетически обусловленный компонент способ ...

Функциональная несостоятельность семей группы риска
Одной из важнейших и сложнейших задач профилактики преступности несовершеннолетних является оздоровление условий семейного воспитания детей и подростков с отклоняющимся поведением. Сравнительные исследования семей подростков-правонарушит ...