Психология развития Жана Пиаже

Страница 5

Другими словами, ребенок может использовать операцию сохране­ния, если способен отделить то, что кажется, от логического осознания того факта, что количества остаются неизменными независимо от их расположения или размещения. Это - конкретная операция, по­скольку она связана с проведением различия между тем, что есть, и тем, что кажется, но эта операция также является чрезвычайно важ­ной, ибо она отражает наличие интеллектуальной структуры, которая дает возможность думать о количествах и величинах до и после изме­нения их взаимного расположения. Для того чтобы быть в состоянии выполнить операцию сохранения, ребенок должен суметь мысленно обратить операцию, мысленно собрать то, что было разобрано на час­ти. Как только обратимость достигнута как схема, ею можно пользо­ваться снова и снова для решения проблем, связанных с сохранением.

Теория Пиаже[14] - это теория развития, или теория изменений интеллекта со временем. Как мы увидим, эти изменения представлены стадиями, через которые проходят дети в своем развитии которые характеризуются разными адаптациями в зависимости от существующих схем и разработки новых схем. До того как мы опишем эти стадии, полезно будет рассмотреть четыре фактора, которые Пиаже (1961)[15] считает способствующими интеллектуальному развитию.

Первый фактор - наследственность, которая оказывает влияние на темпы взросления человека. Согласно Пиаже, взросление не вызывает развития интеллектуальных структур, оно скорее определяет область возможностей, имеющихся на какой-то конкретной стадии, т.е. опре­деляет, может ли какая-то конкретная структура развиться на какой-то конкретной стадии, но не обязательно, что она там появится. Отсюда ясно, что взросление налагает широкие ограничения на интеллекту­альное развитие. Оно обеспечивает потенциал для появления кон­кретных структур, но появятся они на самом деле или не появятся, за­висит от следующих трех факторов.

Второй фактор - активный опыт, или действия ребенка, совершен­ные в окружающей его среде. Эти действия могут быть физическими или мысленными, причем они могут быть связаны как с предметами, таки с людьми. Дети, чье детство богато активным опытом, с большей вероятностью разовьют у себя те структуры, которые характеризуют каждую стадию, и пройдут через все четыре стадии, чем те дети, у ко­торых был ограниченный или бедный опыт. Начальные школьные программы вроде программы «Хедстарт» и телевизионные программы с участием детей или программы имитационного типа вроде програм­мы «На улице Сезам» служат увеличению активного опыта детей, у ко­торых, в частности, может не быть возможности получить такой опыт в повседневной жизни.

Третий фактор - социальное взаимодействие, или обмен идеями между людьми. Это особенно важно для развития идей, у которых нет физического эквивалента, которые нельзя соотнести с каким-то физи­ческим предметом, нельзя видеть или слышать: например, идея свобо­ды или справедливости. Развитие социально определенных концеп­ций очень сильно зависит от социального взаимодействия.

Четвертый фактор - уравновешивание, которое мы уже ввели в рассмотрение. Согласно Пиаже (1977)[16], процесс уравновешивания объе­диняет координацию между тремя другими факторами. Но помимо этого уравновешивание служит средством саморегулирования, като­рг дает человеку возможность обработать новую информацию либо посредством ассимиляции, либо посредством аккомодации и идти к равновесию с окружающей средой.

Взятые вместе, эти четыре фактора объясняют не только непрерывность процессов развития, но также и те резкие изменения, которые происходят при смене одного периода другим.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме: