Проблемы подготовки и переподготовки психологов-профконсультантов в современных условиях

Информация о психологии » Проблема профессионально важных качеств профконсультанта » Проблемы подготовки и переподготовки психологов-профконсультантов в современных условиях

Страница 3

Прежде всего, такой «психологический тыл» является морально-волевым образованием и может рассматриваться как важная составляющая личностной, а значит, морально-нравственной подготовки специалиста-профконсультанта. Еще Л.И. Божович, А.Н. Лентьев, Ю.Б. Гиппенрейтер и др. подчеркивали, что важнейшими критериями формирования личности является именно ценностно-смысловые, нравственные составляющие. В частности, Ю.Б. Гиппенрейтер, рассуждая о формировании высшего, «духовного слоя» личности, говорит о том, что именно на этом уровне происходит «осмысление собственной жизни» и «координация всей личности в целом», но при этом отмечает, что, к сожалению, «этот вопрос встает не перед каждой личностью и не с равной силой». Следовательно, можно предположить, что не каждый профконсультант готов поставить перед собой вопрос о смысле собственной жизни и профессиональной деятельности. Но тогда возникает и другой вопрос: а способен ли такой профконсультант помочь разобраться в жизненных проблемах другому человеку (клиенту)? Но если не все профконсультанты (еще только обучающиеся или уже работающие) способны ставить перед собой эти самые главные вопросы, т.е. не способны работать именно на личностном уровне, то спрашивается, как можно было бы повысить у них такую готовность в ходе специальной профессиональной подготовки и переподготовки?

Если исходить из специфики работы педагога, психолога, социального педагога, профконсультанта и др. представителей социономических, гуманитарных профессий, то суть их можно свести к нескольким основным моментам. Во-первых, это помощь в приобщении ко всей человеческой (общечеловеческой) культуре, включая и усвоение определенных знаний, и способов поведения (жизни) в обществе и осознание существующих общественных проблем. Во-вторых, это помощь в нахождении своего места в социуме, в социально-профессинальной конкретной группе и коллективе, так и в обществе (культуре) в целом. При этом предполагается формирование именно активной жизненной позиции учащихся и воспитанников, что, в свою очередь предполагает и активность (личностное неравнодушие, сопричастность общественным проблемам) и самого педагога, психолога, профконсультанта. В-третьих, педагогу и психологу желательно так организовать свою образовательно-воспитательную деятельность, чтобы обучающиеся и воспитанники становились подлинными личностями и индивидуальностями, чтобы они уходили от «стандарта» общественного сознания и поведения, т.е. чем более разнообразными (непохожими друг на друга) становятся учащиеся, тем в большей степени удалось педагогу или психологу реализовать в своей работе личностный подход. Но при этом и сам педагог или психолог должны быть Личностями, т.е. демонстрировать своим учащимся образец достойного, но одновременно и неординарного поведения.

Как уже отмечалось, главная особенность личности – это «сопричастность общественным процессам». Заметим, что именно такая сопричастность, неравнодушие к проблемам общества – есть важнейшая характеристика интеллигентности. Известный отечественный философ А.Ф. Лосев писал: «…интеллегентен тот, кто блюдет интересы общечеловеческого благодентствия. Интеллигент живет и работает в настоящее время так, как в будущем станет жить и работать человек в условиях общечеловеческого благоденствия… Интеллигент, который не является критически мыслящим общественником, глуп, не умеет проявить свою интеллигентность, то есть перестает быть интеллигентом…». Мы считаем, что по своей сути работа педагога и психолога уже предполагает определенную интеллигентность. Педагог или психолог, не стремящийся стать интеллигентом, т.е. человеком, не равнодушным к общественным проблемам – это нелепица.

Но к сожалению, формирование у профконсультантов ценностно-нравственной основы, способствование их личностному росту и интеллигентности трудно оформить на уровне директивных документов и различных «образовательных стандартов»: как показывает опыт, воспитание, заключенное в официальные рамки неизбежно начинает бюрократизироваться и быстро доводится до абсурда. Однако, на уровне директивных документов и образовательных «госстандартов» можно было бы обозначить саму проблему и основные направления формирования ценностно-смысловой основы в ходе подготовки и переподготовки подготовки профконсультантов, но ни в коем случае не указывать, как именно эта подготовка должна проводиться. Включение в учебный процесс данных проблем – это дело конкретного преподавателя, которому неизбежно придется учитывать не только особенности каждой конкретной аудитории, но и особенности конкретной социально-экономической, политической и духовной ситуации в стране. Главное при этом – не делать вид, будто в обществе не происходит ничего безнравственного. Еще великий Данте говорил: «Самые раскаленные места в аду предназначены для тех, кто во времена великих моральных испытаний хранил нейтралитет»…

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Проблемы использования средств предохранения
Средства массовой информации изображают секс вне ответственных и серьезных отношений. Они поощряют вседозволенность — персонажи, выступающие в них героями, часто не состоят в браке и вступают в неразборчивые половые связи. Вал фильмов так ...

Депрессия
Депрессивное страдание описано еще Гомером в «Илиаде». В первом сборнике медицинских трактатов Греции (Гиппократовых записках) тоже есть описание депрессии, называемой в те времена меланхолией (черной желчью). В средние века подавленное с ...

Роль предметных игр в развитии детей раннего возраста
В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естестве ...