Самопрезентация в дискурсе психологического консультирования

Информация о психологии » Проблема самопрезентации субъекта: дискурсивный подход » Самопрезентация в дискурсе психологического консультирования

Страница 3

В целом проведенное исследование дает основание заключить: интенция самопрезентации имеет в консультационном дискурсе своеобразное проявление. Ее основными составляющими являются направленность клиента на себя (характеризация) и направленность на психолога (получение помощи). Последняя составляющая выступает более общей. Она обусловливает характер самопрезентации и во многом определяет актуальное интенциональное состояние клиента.

Помимо стремления представить себя как человека больного и обнаружить свои позитивные качества (социально одобряемые профессиональные и личностные) были выделены следующие интенции, выраженные в менее явной форме:

-самообвинение («много ошибок сделал сам», «сам я ненормальный»);

-самооправдание («не могу работать – плохо чувствую себя», «боролся до последнего», «если бы не девушка – здесь не лежал бы»).

Кроме этого, был выявлен такой обычный референциальный объект этого вида дискурса, как «внешние обстоятельства», которым клиент атрибутирует причины своего состояния («дома – стрессы», «профессия, развод»). Выявляется также объект «другие» (врачи, близкие). Который, как правило, связан с обвинениями со стороны клиента («родители, которые кричат, называют уродом», «врачи не помогли»).

На следующем этапе работы стояла задача охарактеризовать интенциональную структуру дискурса психологического консультирования в целом с учетом выявленных интенций, их иерархии и взаимосвязей.

Чтобы подойти к этому вопросу, Т.А. Кубрак была описана интенциональная структура каждого отдельного случая. Как и следовало ожидать в различных интервью (беседах с клиентом) на первый план могут выходить одни интенции, и отсутствовать другие.

Рассмотрим несколько вариантов интенциональных структур.

В варианте, показанном на рисунке 4, направленность на психолога - получение помощи, являясь наиболее общей, обусловливает форму позитивной самохарактеризации, которая, в свою очередь, связана с непринятием болезни. Самооправдание также работает на позитивное представление себя, и ему, в свою очередь, способствует атрибуция причин своего состояния внешним обстоятельствам и обвинение других.

Рисунок 4. Вариант интенциональной структуры консультационного дискурса

Интенциональная структура другого случая (рис.5) в целом сходна, хотя в ней отсутствуют некоторые интенции (обвинения, непринятие болезни), актуальные в предыдущем варианте.

Рисунок 5. Вариант интенциональной структуры консультационного дискурса

Несколько по-другому выглядит третий случай (рис.6). Здесь мы также можем выстроить цепочку от более общей составляющей интенциональной структуры – позитивной презентации себя, к самооправданию и обвинению других. Направленность на психолога, заключающаяся в стремлении получить помощь, не выражена здесь в явной форме, тем не менее, она также обуславливает позитивную самохарактеризацию.

Рисунок 6. Вариант интенциональной структуры консультационного дискурса

Интенциональная структура консультационного дискурса может быть и иной (рис.7). В данном случае самообвинение, очевидно, работает на позитивную характеризацию себя (человек откровенен, ничего не скрывает, сразу вступает в открытое взаимодействие с психологом).

Рисунок 7. Вариант интенциональной структуры консультационного дискурса

В совокупности, выявленные, нами интенциональные структуры консультационного дискурса представлены, на рисунке 8 в виде общей модели.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Школьные достижения
Девочки обычно превосходят в учёбе мальчиков. Среди девочек реже встречаются отстающие, чаще успевающие, и их лучше переводят из класса в класс. В средней школе девочки обычно получают лучшие отметки по сравнению с мальчиками. Данные гово ...

Виды и проявления одаренности в детском возрасте
Проблема сущности видов одаренности изучалась в работах Н.С. Лейтеса, Э. Меймана, В. Штерна, П. Торренса, И. Торндайка и других ученых. По Лейтесу, общая (умственная) одаренность в зависимости от типа задач была условно разделена на два ...

Психодиагностика: понятие, цели, методы
В научной литературе понятие психодиагностика было введено в 1924 году швейцарским психологом Германом Роршахом. В настоящее время существует несколько наиболее часто употребляемых определений. Вот некоторые из них: · Психодиагностика – ...