Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом.
Существует несколько теорий, объясняющих существование способностей. Так, теория врожденных способностей исходит из того, что способности - это биологически детерминированные свойства личности. Их проявление, функционирование и развитие зависит от унаследованного фонда.
Способности созревают у человека к определенному сроку, и он включается в определенную ему деятельность. Френсис Гальтон предпринял попытку изучения биографии выдающихся людей. Он обнаружил заметную закономерность. Некоторые выдающиеся личности имели предков с такими же способностями.
Теория формируемых способностей основывается на том, что способности не даны от рождения, они развиваются в процессе жизни человека, когда он включается в различные формы обучения и деятельности. При этом теория формирования способностей не отрицает влияния на развитие способностей наследственного фактора. Наследственность влияет на способности через обучение и деятельность.
Задатки это в первую очередь свойства высшей нервной деятельности человека ее особенности, проявляющиеся в работе отдельных анализаторов. Так, например, детей с развитым звуковысотным различением охотнее берут в музыкальную школу, т.к. с ними легче работать.
Задатки - одно из условий формирования способностей. Формирование способностей зависит от: материальной и духовной жизни общества и семьи, сложившейся системы обучения и воспитания детей, собственной деятельности личности по их развитию. Третий фактор является решающим при формировании способностей
Еще по теме:
Цели и установки школы в
возникновении стресса
Доминирующей ценностью в системе образования являются успехи в учебе. Все, что делает школьник изо дня в день, оценивается сквозь призму успешности решения учебных задач. В результате его Я-концепция постепенно оказывается пронизанной цен ...
В группах терапии поведения
Авторы Д.Уотсон и Тарп посвятили свои работы тому, чтобы помочь людям управлять своим поведением, избавится от непригодного образа поведения. Эта цель достигалась благодаря разнообразию когнитивных и поведенческих техник.
ПОДКРЕПЛЕНИЕ. Э ...
Детский алкоголизм в России
О проблеме детского алкоголизма в России специалисты впервые заговорили в начале 90х гг. И с каждым годом этот социальный недуг прогрессирует: как показывает статистика, за последние 10 лет количество детей и подростков, систематически уп ...
Навигация