Природа человеческих способностей

Информация о психологии » Природа человеческих способностей

Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом.

Существует несколько теорий, объясняющих существование способностей. Так, теория врожденных способностей исходит из того, что способности - это биологически детерминированные свойства личности. Их проявление, функционирование и развитие зависит от унаследованного фонда.

Способности созревают у человека к определенному сроку, и он включается в определенную ему деятельность. Френсис Гальтон предпринял попытку изучения биографии выдающихся людей. Он обнаружил заметную закономерность. Некоторые выдающиеся личности имели предков с такими же способностями.

Теория формируемых способностей основывается на том, что способности не даны от рождения, они развиваются в процессе жизни человека, когда он включается в различные формы обучения и деятельности. При этом теория формирования способностей не отрицает влияния на развитие способностей наследственного фактора. Наследственность влияет на способности через обучение и деятельность.

Задатки это в первую очередь свойства высшей нервной деятельности человека ее особенности, проявляющиеся в работе отдельных анализаторов. Так, например, детей с развитым звуковысотным различением охотнее берут в музыкальную школу, т.к. с ними легче работать.

Задатки - одно из условий формирования способностей. Формирование способностей зависит от: материальной и духовной жизни общества и семьи, сложившейся системы обучения и воспитания детей, собственной деятельности личности по их развитию. Третий фактор является решающим при формировании способностей

Еще по теме:

Субъективность как фактор психологического здоровья
Развивая это положение, Е.Р. Калитеевская и В.И. Ильичева пишут о том, что психическое здоровье – это мера способности человека трансцендентировать свою социальную и биологическую детерминированность, выступать активным и автономным субъе ...

Психологические особенности личности педагога
То, насколько будет полноценным психическое и личностное развитие школьников, развитие их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспит ...

Волевой процесс
Волевое действие может реализоваться в более простых и более сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое ...