В случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием. Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Х.Вернер, Л.С.Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта.
Л.С.Выготский различал преформированный и непреформированный типы развития. Преформированный тип - это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример - эмбриональное развитие. В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепция Ст. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития животных и предков современного человека.
Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относятся и развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределяется заранее. Детское развитие - это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс - процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе [
Теории развития психики различаются в зависимости от трактовки структуры психики и условий, определяющих ее преобразование. Конкретно-научные теории развития психики возникли в ХIХ веке и разрабатывались в детской психологии, зоопсихологии, исторической психологии, испытывая на себе влияние эволюционного учения Ч.Дарвина. Попытки выделить специфически человеческие, социокультурные факторы предпринимались в “психологии народов” В.Вундта, в понимающей психологии В.Дильтея - Э.Шпрангера, где на основе идеалистических представлений о спонтанной активности духа делался акцент на зависимость личности от феноменов культуры, зафиксированных в знаково-символических формах.
Зарождавшаяся социальная психология (Э.Дюркгейм) объясняла развитие психики индивида процессом социализации, понимаемой как подчинение психики надиндивидуальным нормам, зафиксированным в “коллективных представлениях”.
Можно указать на два общих положения, характерных для большинства западных концепций развития. Во-первых, выделяются две группы факторов, обусловливающих развитие психики: природные задатки и внешнее окружение (наиболее четко у В.Штерна, К.Бюлера и их последователей). Иногда выделяют и особую группу факторов личностной активности, отличной от природных задатков (Г.Олпорт). Во внешнем окружении, когда речь идет о человеке, обычно обращают внимание на присвоение социальных норм и культуры, зафиксированных в знаково-символических формах (Д.Брунер, Д.Мид, Ж.Пиаже, К.Г.Юнг). отмечается, что под влиянием этих форм происходит перестройка порождающих структур психики. Во-вторых, признается наличие некоторых универсальных законов развития психики, в частности объединяющих онтогенез и филогенез человеческой психики. Наиболее отчетливо эта идея под прямым влиянием биогенетического закона Э.Геккеля была высказана С.Холлом в его теории рекапитуляции, согласно которой онтогенетическое развитие психики ребенка воспроизводит филогенез человечества [10].
В рамках всевозрастного подхода (Э.Эриксон, Ст. Холл, Г.Л.Холлингворт, К.Г.Юнг, П.Б.Балтес и др.) к исследованию развития изучаются изменяющиеся и неизменные компоненты поведения на протяжении всей человеческой жизни. Одним из аспектов этого подхода является формулирование более общего, методологического взгляда на сущность человеческого развития. Теоретические посылки, которые исходят из данной методологической позиции, основываются на признании разнонаправленности онтогенетических изменений, рассмотрении факторов как чисто возрастных, так и не зависящих от возраста, фокусировании на динамике соотношения между ростом (приобретениями) и упадком (потерями), подчеркивании культурно-исторической обусловленности и других структурно-контекстных моментов и, наконец, на анализе степени пластичности развития [7].
Еще по теме:
Задачи юридической психологии
Задачи, которые призвана решать юридическая психология, опосредованы многообразием и сложностью теоретических и практических проблем, которые входят в сферу деятельности работников юриспруденции. К основным задачам юридической психологии ...
Социализация в семье
Социализация - постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как развития саморегуляции и становления самосознания.
Как в отечественной, так и зарубежной психологии традиционно ...
Понятие о психическом равновесии
Еще одним критерием психологического здоровья среди многочисленных признаков его выраженности является феномен психического равновесия. Он включает гармонию взаимодействия различных сфер личности – эмоциональной, волевой, познавательной. ...
Навигация