Влияние «эдипова комплекса» на возникновение сверх-я, я, оно

Информация о психологии » Понятие "Эдипов комплекс" в философии З. Фрейда » Влияние «эдипова комплекса» на возникновение сверх-я, я, оно

Фрейдовские представления о человеческой психике, как состоящей из Оно (бессознательное), Я (сознание), и Сверх-Я, Идеал-Я (совесть) общеизвестны. Независимо от того, насколько признается, или, напротив отвергается данная психоаналитическая модель, она обычно рассматривается в качестве своеобразного вклада, который Фрейд внес в познание внутреннего мира человека.

Сверх-Я – не просто осадок первых выборов объекта, производимых Оно; Сверх-Я имеет и значение энергичного образования реакций против них. Его отношение к Я не исчерпывается напоминанием - таким (как отец) ты должен быть, но включает и запрет: таким (как отец) ты не имеешь права быть, ты не можешь делать все, что делает он, на многое только он имеет право. Это двойное лицо Идеала-Я проистекает из факта, что идеалу Я пришлось трудится над вытеснением «Эдипова комплекса», более того, что само оно возникло даже в результате этого перелома. Вытеснение «Эдипова комплекса» было, очевидно, нелегкой задачей. Так как родители, особенно отец, признаются препятствием для осуществления «Эдиповых желаний», то инфантильное Я укрепилось для этой работы вытеснения, создав это же самое препятствие. Оно в некотором роде заимствовало для этого силу от отца, и это заимствование есть акт с исключительно серьезными последствиями. Сверх-Я сохранит характер отца, и чем сильнее был «Эдипов комплекс», чем быстрее (под влиянием авторитета, религиозного учения, обучения и чтения) произошло его вытеснение, тем строже Сверх-Я будет позже царить над Я как совесть, а может быть, как бессознательное чувство вины.

Если рассмотреть описанное возникновение Сверх-Я, то можно признать его результатом двух в высшей степени значительных биологических факторов, а именно: длительной детской беспомощности и зависимости человека и факта наличия его «Эдипова комплекса», который объясняется перерывом в развитии либидо, вызванным латентным временем, т.е. двумя – с перерывом между ними – началами его сексуальной жизни. Последнюю, как кажется, - специфически человеческую – особенность психоаналитическая гипотеза представила наследием развития направлении культуры, насильственно вызванным ледниковым периодом. Таким образом, отделение Сверх-Я от Я не является чем-то случайным: оно отображает самые значительные черты развития индивида и развития вида, а кроме того, создает устойчивое выражение влияния родителей, т.е. увековечивает те моменты, которым оно само обязано своим происхождением.

Психоанализ постоянно упрекали в том, что он не озабочен высоким, моральным, сверхличным в человеке. Этот упрек был вдвойне несправедлив - и исторически и методически: во-первых, потому, что моральным и эстетическим тенденциям в Я с самого начала был приписан импульс к вытеснению; во-вторых, потому, что никто не хотел понять, что психоаналитическое исследование не могло выступать в виде философской системы с законченным и готовым сводом научных положений, а должно было шаг за шагом пробивать себе дорогу к пониманию психических комплектаций путем аналитического расчленения нормальных и анормальных феноменов. Анализируя Я, можно утверждать, что в человеке есть высшее существо – это Идеал-Я, или Сверх-Я, - репрезентация нашего отношения к родителям. Человек знал эти высшие существа, когда был маленьким ребенком, восхищался ими и боялся, а позднее воспринял их в себя.

Таким образом, Идеал-Я является наследием «Эдипова комплекса», и следовательно, выражением наиболее мощных движений в наиболее важных судеб либидо в Оно. Вследствии установления Идеала-Я. Я овладело «Эдиповым комплексом» и одновременно само себя подчинило Оно. В то время как Я, в основном, Является представителем внешнего мира, реальности, - Сверх-Я противостоит ему как поверенный внутреннего мира, мира Оно. Теперь понятно, что конфликты между Я и идеалом будут, в конечном итоге, отражать противоположность реального и психического, внешнего мира и мира внутреннего.

Еще по теме:

Психокоррекционные формы работы с детьми младшего школьного возраста
Основным компонентом компенсации последствий семейной депривации является формирование жизненных, социально-психологических навыков (ФЖН): обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей ...

Депрессия
Депрессивное страдание описано еще Гомером в «Илиаде». В первом сборнике медицинских трактатов Греции (Гиппократовых записках) тоже есть описание депрессии, называемой в те времена меланхолией (черной желчью). В средние века подавленное с ...

Позиция Фрейда
Интересна позиция Фрейда на поведение человека в толпе. Он задаётся вопросом: «Почему мы изменяемся, присваиваем мысли других людей, хотим быть похожими на других?». Ответ традиционен – действие внушения, гипноза. Каковы же причины его? Ф ...