Dasein -фундаментальное понятие экзистенциальной психологии. Вся структура человеческого существования базируется на этом понятии. Dasein - не принадлежность или свойство человека, не часть бытия наподобие фрейдовского Я или юнговской анимы; это человеческое существование, взятое как исчерпывающая целостность. Когда, например, Медард Босс использует термин Daseinanalysis, он имеет в виду тщательное рассмотрение специфической природы человеческого существования или бытия-в-мире. Dasein - немецкое слово, используемое Хайдеггером в противопоставление Vorhandsein, которое относится к существованию предметов, а не людей.
Вопрос о подлинном существовании находится в центре внимания экзистенциализма как философского течения. То, что экзистенциализм возник как отражение социального и духовного кризиса цивилизации, не отрицают и западные авторы. Как писал один из них, "экзистенциализм находит аудиторию и приверженцев там и в то время, когда индустриализированная страна глубоко потрясена, важные социальные вопросы требуют решения, а агонизирующие люди, поставленные спиной к стене, должны переосмыслить все свое мировоззрение" [по 4]. Такое переосмысление предшествующих философских систем и места человека в мире осуществлялось экзистенциалистами таким образом, что все "важные социальные вопросы" были истолкованы как производные от переживаний индивида. Социальный мир был противопоставлен им как "неподлинный". Человек существует подлинно в радикальном одиночестве - к такому выводу пришли философы, для которых стоящий лицом к лицу с Богом, собственной смертью или абсурдом человек стал главным предметом философии.
Экзистенциальная психология сейчас наиболее распространена в том виде, в каком она представлена в трудах В. Франкла, Д. Бюдженталя, Л. Бинсвангера, М. Босса, Р. Мэя, И. Ялома. В данной работе нас будет больше интересовать труды швейцарских психиатров Людвига Бинсвангера (Binswanger, L.) и Медарда Босса (Boss, М.).
Бинсвангер был одним из первых европейских психиатров, начавших применять психоанализ в клинике, несмотря на оппозицию к нему со стороны медицинского истеблишмента того времени (одним из виднейших оппонентом психоанализа был его родной дядя - Отто Бинсвангер). Роль Бинсвангера в пропаганде психоанализа в начале XX в. была довольно значительной, а в 1910 г. он даже был избран президентом Швейцарского психоаналитического общества.
В психоанализе Бинсвангер видел, прежде всего, средство проникновения на уровень субъективных смыслов, верований и ценностей больного. В этой связи он приветствовал отказ Фрейда от физиологической интерпретации психических явлений, но полагал, что отход этот во фрейдизме не был доведен до конца.
Бинсвангер исходит из экзистенциалистского представления о свободном выборе, об экзистенции, проектирующей саму себя. Обусловленность настоящего прошлым, причинность понимаются им как результат самоотчуждения свободной экзистенции, которая превращает саму себя из возможности в необходимость, в предмет, часть объективного мира. Это то, что все философы-экзистенциалисты считали неподлинным существованием [4].
Целью Бинсвангера был поиск нового основания для психологической науки и психиатрической практики, преодоление кризиса современной психологии. "Болезнь" и "здоровье", "нормальность" и "ненормальность" - значение этих понятий в немалой степени зависит от понимания человека в целом, то есть от философского, а не специально научного подхода [3]. Поэтому, как писал один из исследователей творчества Бинсвангера, историю его попыток понять человека в здоровье и в болезни следует рассматривать в свете того, как он использовал и развивал положения, обнаруженные им в философских учениях, классических и современных [5]. Отказываясь от биологического критерия психического "здоровья" или "болезни", Бинсвангер понимает их в духе хайдеггеровского учения о "подлинном" и "неподлинном" существовании.
Еще по теме:
Применение элементов терапии творческим самовыражением в работе практического психолога с детьми подросткового и юношеского возраста
Подростковый (от 11 до 15 лет) и ранний юношеский возраст (15-17 лет) – это два очень важных и интересных периода.
В подростковом возрасте происходит перестройка систем организма ребенка. Линии психического и физиологического развития не ...
Механизмы возникновения конфликтных взаимоотношений
подростков со взрослыми
Тема влияния взрослых на детей, на формирование их психических функций освещена в работах Л.С. Выготского. Взаимодействие родителей и детей в благополучных семьях продолжается всю жизнь, а в неблагополучных - периодически. В зависимости о ...
Психика и особенности строения мозга
Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. Открытые И.М. Сеченовым и И.П. Павловым и их последователями принципы и законы высшей нервной деятел ...
Навигация