Основные составляющие детской одаренности

Понятие детской одаренности » Основные составляющие детской одаренности

Страница 2

К числу наиболее популярных в современной психологии моделей одаренности относится концепция, разработанная американским ученым Джозефом Рензулли. Согласно этой концепции одаренность есть не просто высокий коэффициент интеллекта, или высокая креативность, это сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Суть ее хорошо иллюстрирует предложенная автором схема.

Рассмотрим основные составляющие его модели.

Мотивация.

Мотив (от французского motif — побудительная причина) — психическое явление* становящееся побуждением к деятельности.

По мнению Дж. Рензулли, одаренного ребенка от других в плане мотивации отличает преданность задаче. Иначе говоря, в его мотивационно-потребностной сфере доминируют (преобладают) мотивы, связанные с содержанием самой деятельности.

Многие психологи склонны считать, что ключевой характеристикой потенциала личности следует считать именно мотивацию, а не интеллект и не креативность.

В результате ряда специальных исследований было выявлено, что люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, значимую для них задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. Максимально реализует свой потенциал, а следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, умен, а тот, кто был более настойчив, кто упорно

шел к выбранной цели.

Креативность (творчесткостъ).

Некоторые отечественные ученые до сих пор отказываются признавать факт существования креативности как некой универсальной способности. Они считают, что творчество всегда жестко связано с определенным видом деятельности. По их мнению, нельзя говорить о творчестве вообще, есть художественное творчество, научное творчество, техническое творчество и так далее.

Но большинство специалистов склоняются к тому, что природа творчества едина, а потому и способность к творчеству универсальна. Научившись «творить» в сфере искусства, техники или других видах деятельности, человек без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу. Именно поэтому креативность рассматривается как относительно автономная, самостоятельная, универсальная способность.

В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, содержится довольно много параметров, ее характеризующих. Но чаще всего при оценке креативности учитывают четыре.

Продуктивность, или «беглость»,—способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных. Творец, создающий большое количество «продуктов», имеет некоторое преимущество перед тем, кто мало продуктивен.

Гибкость

способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать асоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, час далеким по содержанию. Противоположное свойство — инертность, ригидность мышления.

Оригинальность

один из основных показателей творчесткости. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Другой полюс креативности обозначается терм-ном —«разработанность».

Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни умеют лучше всего продуцировать оригинальные идеи другие детально, творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельность специалистами не ранжируются, считается, что это просто разные способы реализации творческой личности.

Интеллект (способности выше среднего уровня)

.

Большая часть видов деятельности требует того что называют интеллектом и обычно определяют п системе IQ.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Практическое приложение конфликтологических знаний
Французский социолог А. Турен, считает, что именно «социология запаздывает сравнительно с другими дисциплинами в огромной трансформации общественных наук» [3, С. 29]. Его стремление к отказу «от иллюзорных попыток анализировать действующи ...

Характеристика любовного взаимодействия.
Любовь — фундамент брака. Она выражается в нашем стремлении сделать так, как будет лучше для другого. И неважно, заслуживает он этого или нет. Любя, мы ставим желания и потребности другого человека выше собственных. Любовь и эгоизм несовм ...

Проблема лжи
Проблема лжи – одна из центральных в человеческой жизни. Ложь – противоречивый, многоплановый, крайне запутанный психологический феномен. Строго говоря, ее нельзя считать грехом, ибо всякий грех имеет антитезу – добродетель, – а ложь анти ...