Религиозный конфликт

Страница 2

В ситуации, когда коммунистическая идеология утратила свое влияние, а новая еще не сформировалась, происходит подъем национального самосознания. Религиозные ритуалы все чаще предстают в качестве символов национальной культуры, языка и традиций. По существу происходит формирование национально-конфессионального признака, когда религия и национальная культура, национальное самосознание выступают как единое целое и воспринимаются значительной частью населения не только в контексте мировоззрения, норм поведения и поступков каждого человека, но и в качестве основы общественной жизни и деятельности государства.

4) Опасность нарушения межрелигиозного мира и согласия.

Источником такой опасности выступают религиозная нетерпимость, религиозный фанатизм, множественность религий и религиозных течений, действующих в России. Так, в 1991 г. было зарегистрировано около 20 конфессий и религий; в 1993 г. – 40 религий и конфессий, и 1996 г. – 58.

Некоторые религиозные организации не хотят регистрироваться принципиально. Так, например, существующая со времен Гражданской войны Сибирская митрополия Истинно Православной Церкви зарегистрировала шесть общин и легализовала одного епископа, а 18 общин и второй епископ остаются в подполье на случаи возобновления «гонений на истинную веру».

Особенно опасно возникновение антагонизма между православными и мусульманами. Он может возникнуть по простой и вполне очевидной причине: реальное влияние Русской Православной Церкви на государство и общество, внимание властей к Московскому Патриархату гораздо выше, чем к мусульманам, не говоря о других религиях. Это, естественно, вызывает раздражение влиятельных лидеров: мусульман, старообрядцев, протестантов и других верующих и служит помехой улучшению межконфессиональных отношений.

Следует отметить, что в каждом субъекте Российской Федерации своя религиозная ситуация. Она определяется историческим прошлым, традициями, современными реалиями. Следовательно, существуют свои проблемы в межрелигиозных отношениях.

5) Острой проблемой является расширение «нетрадиционных» конфессий и религий и возникновение не менее широкого противодействия им, стремление лишить «нетрадиционные» конфессии и религии доступа к средствам массовой информации, сфере образования, возможности заниматься благотворительной деятельностью.

Как правило, в своем официальном выражении все религии и церкви провозглашают идеалы терпимости. Другое дело – фанатические, экстремистские направления и группы, готовые ради доказательства своей приверженности религиозной доктрине определенного типа пойти на крайние варианты деструктивного поведения.

Ситуация осложняется отношением верующих «традиционных» конфессий к «нетрадиционным»: 60% опрошенных православных и мусульман, 30% католиков и протестантов – против права на свободу проповеди для «нетрадиционных» религий; 30% православных и мусульман, 60% католиков и протестантов – за свободу и равноправие для всех религий; 10% – безразличны к этому вопросу.

6) Усиление позиций ислама, оказывающего огромное воздействие на положение дел в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и других регионах.

Сложившиеся здесь сообщества, политическая и социально-экономическая обстановка способствуют распространению идей панисламизма. Более того, она провоцирует дальнейшее усиление самых агрессивных форм фундаментализма, в частности ваххабизма. Однако сейчас основная опасность для России заключается не столько в численном росте такого рода организаций, сколько в заимствовании радикальных идей и риторики традиционными течениями ислама. Так, пришедшие к власти в Чечне политики, даже не будучи последователями исламского фундаментализма, стати активно использовать его лозунги, например «джихада» – борьбы с неверными, заменили светское правосудие судом шариата, а главное – пытаются максимально использовать в своей деятельности традиционные для приверженцев фундаментализма методы мобилизации и консолидации населения. И тут пригодился экстремизм, ваххабизм. Чечня является основным, но не единственным источником распространения исламского политического радикализма, но именно на чеченской трагедии усердно паразитирует национальный экстремизм. В большинстве регионов религиозный экстремизм пока не способен составить серьезную конкуренцию властям, однако его вес и влияние растут с каждым днем. Из вышеизложенного следует вывод о необходимости соответствующего социального контроля за процессами, происходящими в религиозной жизни страны.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Феномен агрессивности в психологии
В современной психологии проблема агрессивности личности является биполярным явлением. С одной стороны агрессивность, как качество личности является неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека. В "нор ...

Проблема метода активизации профессионального и личностного самоопределения
Главный вопрос: как «клиента-объекта» превратить в «клиента-субъекта»? Но здесь неизбежно возникает и другой (сопутствующий) вопрос: всякого ли «клиента-объекта» следует превращать в «клиента-субъекта». Если следовать традиционным путем, ...

Проблемы у молодых сотрудников в организации
Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в н ...