Синтезирующая функция. Интеграция эмоций с когнитивными процессами

Информация о психологии » Понятие и функции эмоций » Синтезирующая функция. Интеграция эмоций с когнитивными процессами

Страница 2

Возможное, допустимое выражение эмоций (экспрессия) регулируется социально, поэтому язык жестов может значительно различаться у разных народов.

С раннего возраста детей учат подавлять одни эмоции и подчеркивать другие. Так, у нас мальчиков с детства учат не плакать, подавлять эмоции, связанные с переживанием боли, страха. Японцев же вообще учат не проявлять открыто никакие эмоции, сохраняя во всех ситуациях вежливо-участливое выражение лица. В разных культурах может поощряться робкое, или, наоборот, агрессивное поведение ребенка. Поощряться или подавляться (вознаграждаться или наказываться) могут как внешние выражения эмоций, так и их переживание.

Маленький ребенок выражает свои эмоции свободно, непосредственно, сообщая тем самым окружающим об изменениях в своем состоянии. В свою очередь его ближайшее окружение, на которое направлены эти эмоции, характером своих реакций сразу же сообщает ребенку, какое поведение допустимо, желательно, а какое нет, отвергается. И постепенно ребенок усваивает социальные нормы, стандарты внешнего проявления эмоций.

Благодаря социальной регуляции выражения эмоций некоторые внешние их проявления могут обретать символическое значение, отчуждаясь от того чувства, выражением которого они изначально являлись. Так, в США, например, в среднем классе считается общепринятым требование «держать улыбку» (keep smiling). Улыбка в данном случае стала символом экономического и социального успеха, в определенном смысле напоминая надевание ритуальной маски. Лишенные чувства жесты управляют коммуникацией без существенной эмоциональной нагрузки на партнеров по общению.

Нередко люди как бы носят на лице «маски», изображающие определенные эмоции, подобно нашим далеким предкам, которые одевали ритуальные маски на различного рода праздники, обряды.

Страницы: 1 2 

Еще по теме: