Предложенные классификации интеллекта являются субстанциональными, т.е. в большей степени теоретическими. Если же придерживаться направления, "что любые психологические конструкты, описывающие психологическое свойство, процесс, состояние, имеют смысл лишь в сочетании с описанием процедуры исследования, диагностики, измерения поведенческих проявлений этого конструкта", что характеризует собой операциональный подход, то мы обратимся к так называемым факторным моделям интеллекта. При факторном анализе мы предполагаем, что за множеством результатов измерений различных психологических величин стоит некий скрытый фактор, в данном случае - интеллект, который мы и стараемся определить, анализируя его внешние проявления.
В.Н. Дружинин предложил следующую схему классификации факторных моделей интеллекта. Условно они разбиты на четыре основные труппы по двум признакам: что является источником модели - умозрение или эмпирические данные; и как строится интеллект - от отдельных свойств к целому или от целого к отдельным свойствам.
Таблица 1.
Априорные |
Апостериорные | |
Пространственные одноуровневые |
Д. Гилфорд |
Л. Терстоун |
Иерархические |
Ф. Вернон Д. Векслер |
К. Спирмен |
Рассмотрим их.
Модель К. Спирмена
Модель К.Спирмена признает интеллект как общий фактор, представленный на всех уровнях интеллектуального функционирования. Она базируется на том, что между результатами выполнения различных интеллектуальных тестов имеется положительная корреляционная связь: как правило, испытуемые, успешно выполняющие тесты на мышление, также успешны в тестах на прочие познавательные способности. Основой этой связи, по Спирмену, служило наличие в каждом из тестов некоторого общего начала, получившего название "общего фактора интеллекта - фактора G. G-фактор определяется как общее количество "умственной энергии", Кроме фактора G Спирменом был выделен фактор S, характеризующий специфику каждого конкретного тестового задания, либо того или иного вида интеллектуальной активности. Таким образом можно охарактеризовать модель Спирмена как двухфакторную модель интеллекта. В дальнейшем двухфакторная модель интеллекта была дополнена факторами, отвечающими за механические, арифметические и лингвистические (вербальные) способности, которые оказались расположенными между S и G-факторами, что превратило модель Спирмена в иерархическую.
Модель Л. Терстоуна
В рамках теории интеллекта Л. Терстоуна отвергалась возможность существования общего интеллекта. Проведя корреляцию результатов выполнения испытуемыми 60-ти разных тестов, предназначенных для выполнения самых разных сторон интеллектуальной деятельности, Терстоун выделил ряд групповых факторов, семь из которых получили название "первичных умственных способностей". Перечислим эти факторы: S: пространственный - способность оперировать в уме пространственными отношениями P: восприятие - способность детализировать зрительные образы N: вычислительный - способность выполнять основные арифметические действия V: вербальное понимание - способность понимать и раскрывать значение текстов и слов F: беглость речи - способность быстро подобрать слово по заданному критерию M: память - способность запоминать и воспроизводить информацию R: логическое рассуждение - способность выявлять закономерность в ряду букв, фигур, цифр. В результате был сделан вывод о том, что должен использоваться не единственный показатель, а соответствующий профиль умственных способностей, каждая из которых проявляется независимо от других и отвечает за строго определенную группу интеллектуальных операций. Однако дальнейшие исследования показали, что выделенные факторы не являются полностью независимыми. Они коррелируют друг с другом, что говорит в пользу существования единого G-фактора.
Еще по теме:
Модель стрессовой реакции
Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку «битва или бегство». Синдром «бегства» проявляется тогда, когда человек пытается уйти от угрожающей ситуации. Реакция «битвы» позволяет ...
Теории интеллекта
Интеллект традиционно исследовался в рамках двух основных направлений: тестологического и экспериментально-психологического.
Разрабатываемые в рамках экспериментально-психологического направления теории интеллекта ориентировались на выяв ...
Принципы функционирования моделей состояний, формируемых в гипнозе
Результаты многочисленных экспериментов по формированию ранее описанных «психических моделей состояний» позволяют более подробно рассмотреть центральные психофизиологические механизмы, лежащие в основе функционирования такого рода моделей ...
Навигация