Правосознание и ответственность личности

Страница 1

Под правосознанием, в широком смысле слова, понимается весь правовой опыт личности, группы, общества. В первую очередь, к нему относится механизм правопослушного поведения и зависимость между различными дефектами индивидуального поведения.

Правосознание как одна из форм общественного сознания обладает следующими тремя признаками:

1. Оно не только отражает социальную действительность, но и активно на нее воздействует, является высшим уровнем отражения социально-экономических отношений людей, выраженных в законах их общества;

2. Оно всегда проявляется через вторую сигнальную систему: речемыслительная деятельность людей выступает в качестве механизма правосознания, отражая систему правовых знаний и понятий, регулирующую общественные отношения;

3. Оно не может существовать без своего конкретного носителя человеческой личности, группы. По признаку общности осознания своих правовых норм в обществе происходит объединение людей в группы, возникает категория группового правосознания, характерного для социальных общностей и исторических эпох.

Современная психология, рассматривает правовые конфликты личности с обществом с учетом того, какие этапы развития правосознания нарушены в конкретном случае и какие меры социальной реадаптации правонарушителей могут вернуть их к нормам правосознания, реализуемым в нормальном правопослушном поведении.

Пристальное внимание в психологии уделяется связи правосознания с нравственными чертами личности в единстве правовых и моральных оценок.

Правосознание расширяет кругозор социальных знаний личности, содействует осмыслению сущности социально-экономической модели общества, определяющей в конечном итоге правовую надстройку.

Отклонения от норм правосознания и поведения личности зависят от целого ряда причин, среди которых большое значение имеет влияние отрицательных факторов на формирование сознания личности.

Исследования психологами лиц, совершивших преступления, в целом подтвердили изложенный выше вывод и позволили выявить следующие закономерности:

1. правосознание лица, совершившего преступление, как правило, по ряду аспектов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам;

2. преступник отрицает конкретную правовую норму или группу норм, защищающих общественные отношения, на которые он посягнул;

3. преступник принимает как правильную и справедливую действующую правовую норму, в соответствии с которой он был осужден, в ее абстрактном понимании, однако считает приговор несправедливым (обычно, излишне суровым) в отношении себя.

Именно поэтому, при направлении усилий на социальную реабилитацию личности необходимо прибегать к помощи рекомендаций психологов, которые укажут на какие аспекты правосознания преступника следует обратить внимание, т.е. тех, которые утрачены или отрицаются данной личностью.

Правосознание является функцией возраста, формирующейся в течение всей жизни индивида по мере его социализации. Оно тесно связано с правоспособностью и дееспособности личности.

В нормативно-оценочной стороне правосознания могут содержаться консервативные элементы, которыми являются социальные привычки и традиции правового характера. Они могут сохраняться даже тогда, когда в действительности отсутствуют условия для их дальнейшего формирования и развития. С другой стороны, возможны ситуации консервативного содержания правовой нормы, когда это содержание уже отрицается всем ходом общественного развития и общественным правосознанием.

Для эффективности правовой нормы необходимо соблюдение следующих условий:

1. личность должна признавать те социальные ценности, которые закрепляют и охраняют правовые нормы;

2. правовая норма должна развиваться и изменяться с учетом изменений, происходящих в общественном правосознании;

3. норма права должна следовать за развитием общественных потребностей, материальных и духовных интересов общества.

Интересы личности и общества весьма многообразны, однако далеко не все из них могут быть защищены правом и нуждаются в этой защите, не все отношения между членами общества поддаются правовой регламентации, но это не всегда целесообразно делать. Особенность юридических норм и понятий заключается в том, что они отражают наиболее существенные отношения между людьми. Значительное количество правил поведения представлено в моральных, нравственных и этических нормах, соблюдение которых контролируется общественным мнением.

Механизм право послушного поведения в большинстве случаев тесно связан с явлением, которое может быть названо "правовой интуицией ", на которую большинство граждан опирается при выборе решения и вариантов поведения. "Правовая интуиция" в этих случаях может рассматриваться как функция интеллектуально развитой личности, как один из аспектов положительного социального стереотипа поведения человека.

Таким образом, анализ самого понятия и собственно социализации личности позволяет составить о ней представление как об очень сложном процессе, изучение которого требует усвоения читателем очень широкого круга понятий. Их знание, а также социальная реальность, собственный опыт личности позволяет определить для себя наиболее приемлемые пути самореализации в социуме.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Развитие способностей у детей
Как показывают эксперименты, своевременное развитие способностей у детей позволяет достичь очень интересных результатов. Так, в реализованных московскими педагогами Н. С. Гончаровым и Е. Н. Свечниковой программах по формированию музыкаль ...

Понятие психологии конституционных различий
Элементами психологической структуры личности являются психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это трудновообразимое число свойств личности, психологи пытаются условно уложить в ...

Отрасли психологии.
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а ...