Убеждение. Подчинение. Конформизм

Убеждение

- осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждения, отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и др.), совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека. Наличие устойчивых убеждений, включающих в себя компоненты коммунистического мировоззрения, свидетельствует о высоком уровне активности личности в условиях социалистического строя, мерилом которой является органическое единство знаний, убеждений и практического действия. Под убеждением понимают также используемый в коммуникации метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода убеждения. составляет отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче. Метод убеждения считается основным в научной полемике, а также в коммунистическом воспитании и в советской педагогике, ведущим к формированию научного, материалистического мировоззрения.

Конформизм характеризует людей, которые уступают реальному или воображаемому социальному давлению.

Уступчивость в целом определяется как подчинение человека социальному давлению в своем публичном поведении, даже когда его собственные убеждения не изменяются. Подчинение - это форма уступчивости, возникающая, когда люди уступают разным требованиям, как правило, кого-то с позиции власти. Независимо от того, нравится нам это или нет, эти вопросы часто возникают в нашей повседневной жизни. Исследование этих тем в США показало, что такие явления, как конформизм, уступчивость и подчинение, не только существуют, но и постоянно влияют на человека.

Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

Общение – взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, навыками, умениями, а также результатами деятельности. Необходимым фактором для возникновения общения является потребность в высказывании, так как мотивированность является характерной чертой этого процесса.

П.К. Бабиская и И.М. Андреасян (2003) указывают, что в основе мотивации, лежит потребность. В основе коммуникативной мотивации лежит потребность двух видов: потребность в общении как таковая, свойственная человеку как существу социальному и потребность в совершении данного конкретного речевого поступка, потребность включиться в данную речевую ситуацию. Оба эти вида взаимосвязаны. Первый вид можно назвать общей коммуникативной мотивацией, он является фоном для второго вида мотивации – ситуативной мотивации, уровень которой определяется тем, как мы создаем речевые ситуации, какие используем приемы и т.д. Ситуативная мотивация воспитывает у человека потребность в общении, создает постоянную мотивационную готовность – очень важный фактор успешного участия в общении и, следовательно, важный для установления речевого партнерства.

Коммуникативная мотивация - это способ обеспечения инициативного участия в общении. Объективная действительность служит той основой, которая вызывает потребность в общении. Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на условий речевого общения, нельзя. Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния, и взаимопонимания. Выделяют три функции общения: познавательные, эмоциональные и воспитательные. Развитие навыков общения лежит через аудирование, говорение, чтение, письмо.

Г.М. Коджаспирова (2001) описывает общение как взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками. Б.Д. Парыгин (1999) отмечает, что общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. Стремление к общению часто занимает ведущее место среди мотивов человека, побуждающих его к совместной практической деятельности. Иногда общение может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность, когда общаются просто потому, что хочется общаться с человеком.

Коммуникация – это специфический вид деятельности, содержанием которого является обмен информацией между членами одного языкового сообщества для достижения взаимопонимания и взаимодействия. Коммуникация всегда целенаправленна. Ее цель – обмен информацией, а также сообщение и выявление коммуникативных намерений, т.е. выполнение коммуникативных задач. В процессе обмена информацией у участников общения возникает побуждение к высказыванию. При искусственно созданном общении возникает понятие - коммуникативная мотивация. Мотивация – необходимое условие для развертывания актуальной мыслительной деятельности по решению конкретно установленных задач. Мотив – фактор, влияющий на продуктивную мыслительную деятельность. Е.И. Пассов (1991) определяет, что коммуникативная мотивация - это способ обеспечения инициативного участия ученика в общении как на уроке, так и вне его. Известно, что коммуникативная мотивация возникает на основе взаимодействия субъекта с объективной действительностью. Именно объективная действительность и служит той основой, которая вызывает потребность в общении. Мотивация к высказыванию возникает при условии, если есть потребность высказать мысль. Следовательно, коммуникативная мотивация зависит от содержания мыслительной деятельности. Чем интенсивнее это содержание, тем интенсивнее потребность в его выражения.

Еще по теме: