Потребность в самоактуализации

Страница 1

Абрахам Маслоу считает, что после удовлетворения физиологических потребностей, потребностей в безопасности, любви и уважении неизбежно обостряется потребность в самоактуализации. Даже если все названные потребности удовлетворены, — пишет он о первых четырех, — часто (если не всегда) мы можем ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство и неудовлетворенность, если человек не занимается тем, для чего он создан. Музыканты должны создавать музыку, художники должны писать картины, поэты — сочинять стихи, чтобы оставаться в согласии с собой. Человек должен быть тем чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией». Этот термин «относится к желанию людей реализовать себя, а именно склонности проявить в себе то, что в них заложено потенциально. Эта склонность может быть определена как желание в большей степени проявить присущие человеку отличительные черты, чтобы достичь всего, на что он способен . На этом уровне очень высока степень индивидуальных различий. Однако общим свойством потребностей в самоактуализации является то, что их появление обычно опирается на некую предварительную удовлетворенность физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности, любви и уважении». Много лет исследуя людей с ярко выраженной потребностью в самоактуализации, Маслоу составил список свойственных им отличительных черт личности. К таким чертам он отнес:

♦ адекватное восприятие реальности;

♦ принятие мира таким, каков он есть;

♦ спонтанность и естественность поведения;

♦ центрирование на решении тех или иных проблем, а не на своем «Я»;

♦ склонность к уединению;

♦ автономию, т. е. относительную независимость от физического и социального окружения;

♦ свежесть восприятия обыденных явлений действительности;

♦ особые эмоциональные переживания («пиковые переживания»);

♦ чувство единства и родства всех людей;

♦ скромность и уважение к окружающим;

♦ избирательность в общении и особый стиль межличностных отношений;

♦ строгое следование избранным для себя моральным стандартам;

♦ превращение средств достижения той или иной цели в интересную творческую деятельность;

♦ чувство юмора;

♦ креативность, т. е. самостоятельный и творческий стиль деятельности;

♦ сопротивление приобщению к чуждым для себя культурным нормам;

♦ наличие многочисленных мелких недостатков и несовершенств;

♦ формирование собственной самостоятельной системы ценностей;

♦ целостность личности и отсутствие в ней разрушительных противоречий, гармония внутреннего мира и поведения.

Учитывая все эти особенности, можно довольно легко представить себе, какие услуги будут предпочтительны для личностей, ими обладающих, и какие требования такой человек будет предъявлять к сервису. Повышение уровня жизни и усложнение жизненных задач, стоящих перед гражданами развитых стран, будет, вероятно, приводить к увеличению количества людей - «самоактуализаторов» и к превращению их стиля поведения (в том числе в сфере услуг) во все более и более массовый.

Однако смысл жизни и самоактуализация — не всегда одно и то же. Сам А. Маслоу считает, что самоактуализаторов сравнительно немного. Как в таком случае определить смысл жизни всех остальных людей и возможно ли дать хотя бы приблизительно классификацию основных подходов к определению смысла жизни?

Одна из возможных классификаций таких подходов может быть основана на теории социального действия выдающегося немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920).

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

"Кризис среднего возраста" в современной психологии
Отцом "новой болезни" принято считать канадского психоаналитика Элиота Жака (Еlliot Jaques), который в 1965 году в "Международном журнале Психоанализа" опубликовал статью под оптимистическим названием "Death and t ...

Методы и организация исследования
Исследовательские интересы данной дипломной работы направлены на изучение потенциальной адаптированности личности в группе. Которая в течение жизнедеятельности играет немаловажную роль и наряду с профессионально важными качествами определ ...

Психологи о младшем школьном возрасте
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все ...