Роль Другого в самопознании

Страница 5

Анализ со-бытия, внутреннего со-бытия «Я» и Другого, имеет принципиальное значение, особенно в том, что касается способа представления Другого, его сущностных характеристик. Прежде всего бытие Другого во мне тождественно бытию Я. При этом следует подчеркнуть, что Другой не вещь, что он не наличествует, а бытийствует, что его бытие есть экзистенция, возможность. Однако нет человека как говорящего бытия. Поэтому Другой оказывается одновременно и чем-то внешним для Dasein, для бытия «Я». Он не представлен в этом внутреннем мире как какое-то активное начало. Здесь требуется дополнение, внесенное Ж. Лаканом. Он говорит о Другом, о присутствии, о темпоральности, различает редуцированные и развернутые формы языка. Ж. Лакан ставит вопрос о субъекте речи, о подлинном «Я». «Истинный субъект - это субъект бессознательного», - утверждает Ж. Лакан (Ж. Лакан. Семинары. Кн1, М.:1998, с. 382). Этот субъект бессознательного, т. е. говорящий субъект по мере диалога как бы приобретает свой вес, приближаясь к той речи, в которую он мог бы без остатка воплотить свою истину. А чтобы передать истину о себе Другому, собеседнику, нужно хотеть говорить Другому, который должен заинтересовать. Необходимо приблизиться к Другому. Это приближение осуществляется вследствие фундаментальной инаковости Другого, которая заинтересовывает говорящего. Ж. Лакан говорит, что "это инаковость, которой причастно собственное "Я" субъекта". Получается, что два вопроса "кто говорит" и "для кого говорится" составляют один. Суть дела в том, что "система собственного "Я" и "система Другого" немыслимы отдельно и составляют единое целое. "Референтом собственного "Я" является Другой. Собственное Я устанавливается в отнесенности к Другому. Оно является его коррелятом. Уровень, на котором происходит переживание Другого, в точности определяет уровень, на котором, буквально, для субъекта существует собственное "Я" (Ж. Лакан. Семинары. Кн. 1, М1998, с. 69). Другой, т.о., является особым конструктом в сознании, лишь по отношению к которому "Я" может определить само себя. Другой - это "alter ego" субъекта".

В Другом находится некий избыток видения (термин М. Бахтина).Он видит то, что недоступно самому человеку благодаря позиции вненаходимости, а именно, самого человека. Суть представления себя другим в том, что человек «вживается» в другого, видит мир так как видит его Другой, а затем, вернувшись на свое место восполняет образ мира видением себя в этом мире, которое открывается с позиции Другого. В этом суть самопознания. Итак, «Я» само по себе принципиально неуловимо и необъективируемо. Существование «Я» – это прежде всего бытие с другими. «Я» не может мыслиться иначе как через других и в других. Только в Другом «Я» видит свое отражение. Личность существует только в своем стремлении к Другому, познает себя только через Другого, обретает себя только в Другом. Представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть на самом деле.

Говоря о взаимодействии «Я» и «Другого», Ж Лакан говорил о стадии зеркала у ребенка. «Человеческое желание является желанием Другого» (с.186). Ребенок не может распознать собственное желание. Он его видит только в другом. Момент, когда посредством образа другого у ребенка происходит усвоение власти над своим желанием, над самим собой, Ж. Лакан назвал «опрокидыванием». В результате ребенок усваивает образ желания другого и распознает в нем свое желание. Возникает отношение внешнего к внутреннему, посредством которого ребенок начинает мыслить себя, знать себя. Позднее роль другого берут на себя символы, образы и т.д. Здесь важным для нас является механизм: когда субъект начинает познавать себя, его «Я» проецируется во вне. Можно сказать и обратное, когда в «Другом» появляется нечто, что позволяет субъекту спроецировать свое «Я», человек начинает познавать себя. Таким образом мы можем сказать, что в процессе представления себя другим происходит:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Операции представлений
Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о «типах представлений». В соответстви ...

Особенности физиологии полов
Дело в том, что в организме человека имеются железы внутренней секреции, вырабатывающие различные гормоны (иногда их образно называют химической лабораторией организма). Половые гормоны, определяющие формирование растущего организма по му ...

Симптомы депрессивного состояния
Одно из ярких проявлений горя в подростковом возрасте — депрессия. Ее глубину опреде­ляют по числу симптомов и продолжительности их проявления. Горечь потери может способствовать ухудшению успеваемости, возникновению проблем со здоровьем, ...