Специфика полоролевого воспитания в семьях с различной структурой

Информация о психологии » Представления у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой » Специфика полоролевого воспитания в семьях с различной структурой

Страница 1

Половая принадлежность человека – это многоуровневая система, элементы которой формируются на разных стадиях индивидуального развития. Первичное звено этого процесса – хромосомный набор, определяющий пол, который создается в момент оплодотворения и определяет будущую генетическую программу организма. После рождения биологические факторы дополняются социальными. Под влиянием окружающей среды, в процессе социализации формируется половое самосознание, сознание своей половой идентичности и связанная с этим система самооценок и предпочтений [Бороденко М.В., 186].

Совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различают мужской и женский пол, называется половой дифференциацией. Это фундаментальное и уникальное свойство живого, связанное с функцией воспроизведения себе подобных. У человека половая дифференциация имеет социально-культурную обусловленность.

Традиционная система дифференциации половых ролей и связанных с ними стереотипов маскулинности – феминности отличалась характерными чертами:

- мужские и женские виды деятельности и личные качества различались очень резко и казались полярными;

- различия освещались религией или ссылками на природу и представлялись ненарушимыми;

- мужские и женские функции были не просто взаимодополняющими, но и иерархическими – женщине отводилась зависимая, подчиненная роль, так что даже идеальный образ женщины конструировался с точки зрения мужских интересов [Кон И.С., 78].

Другими словами, представления о психологическом типе мужчин и женщин основывались на мифах, религии, сказаниях и письменной литературе. Герои и героини, реальные или вымышленные, несут в себе целый набор стереотипов, что делает их потенциальными поставщиками характеристик, присущих мужскому или женскому полу. Обобщающим понятием здесь выступает категория «маскулинность/фемининность», являющаяся маркером и коррелятом мужской или женской идентичности.

При анализе природы половых различий большинство авторов (И.С. Кон, Т.Б. Щепанская, А.В. Либин, Д.В. Воронцов, Е.П. Ильин, Ш. Берн и др.), отдавая должное генетическим факторам, подчеркивают важность различных условий социализации мальчиков и девочек, начиная с самого раннего возраста. Так, при наблюдении за играми детей было обнаружено, что мальчики стремятся больше к групповому, коллективному общению, ориентируясь на содержание совместной деятельности, разработку правил. Девочки же были более склонны к формированию микрогрупп из двух–трех человек, при этом для них большую роль играет формирование эмоциональной межличностной связи, которая продолжалась бы и вне игры.

Таким образом, мальчики учатся соблюдать установленные правила, овладевают организационными навыками, усваивают роль «обобщенного другого», в то время как игра девочек способствует развитию эмпатии, чуткости, необходимых для принятия роли «конкретного другого».

Как указывает И.С. Кон, половая роль - это нормативные предписания, связанные с принадлежностью к определенному полу, выполнение которых обеспечивает мужской или женский статус. Это существующие в обществе стереотипы маскулинного и фемининного поведения и соответствующие им представления и ожидания, которым индивид должен соответствовать, чтобы быть признанным человеком того или другого пола (1978) [Кон И.С., 82].

Другими словами половая роль - это не абсолютный набор предписаний и моделей, верный в любой ситуации, а целый комплекс ролей, ролевой репертуар, каждая роль которого имеет свои модели, предписания, стереотипы.

Важную роль в полоролевой социализации играет полоролевое воспитание, на специфику которого, несомненно, накладывает отпечаток структура семьи.

Выделяют полные и неполные семьи. Перейдем к описанию особенностей полоролевого воспитания в полных семьях.

1.2.1 Особенности полной семьи

Семья - социальная группа, изначально формирующая личность человека. Она вводит в общество его новых членов, передавая им язык, нравы и обычаи, основные образцы поведения, обязательные в данном обществе, вводит человека в мир духовных ценностей общества, контролирует поведение своих членов. А.З. Шапиро, в частности, говорит о том, что семья создает условия для создания ситуации развития каждого из ее членов [Шапиро А.З., с. 46].

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Конфликты и кризис: от макро-уровня к проблемам повседневной жизни
Для уяснения российской специфики важно обратить внимание на перекрещивание экономических, политических и ценностных конфликтов, которое резюмируется в понятии кризиса. Эти формы макроконфликтов не только накладываются один на другой, но ...

Личные гендерные установки женщин с гомосексуальной идентичностью
У каждой отдельной женщины с гомосексуальной идентичностью гендерные установки могут формироваться индивидуально. Это может быть присваивание общественных стереотипов, например, подражание моде или открытый протест, конструирование субкул ...

Операции представлений
Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о «типах представлений». В соответстви ...