Специфика полоролевого воспитания в семьях с различной структурой

Информация о психологии » Представления у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой » Специфика полоролевого воспитания в семьях с различной структурой

Страница 1

Половая принадлежность человека – это многоуровневая система, элементы которой формируются на разных стадиях индивидуального развития. Первичное звено этого процесса – хромосомный набор, определяющий пол, который создается в момент оплодотворения и определяет будущую генетическую программу организма. После рождения биологические факторы дополняются социальными. Под влиянием окружающей среды, в процессе социализации формируется половое самосознание, сознание своей половой идентичности и связанная с этим система самооценок и предпочтений [Бороденко М.В., 186].

Совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различают мужской и женский пол, называется половой дифференциацией. Это фундаментальное и уникальное свойство живого, связанное с функцией воспроизведения себе подобных. У человека половая дифференциация имеет социально-культурную обусловленность.

Традиционная система дифференциации половых ролей и связанных с ними стереотипов маскулинности – феминности отличалась характерными чертами:

- мужские и женские виды деятельности и личные качества различались очень резко и казались полярными;

- различия освещались религией или ссылками на природу и представлялись ненарушимыми;

- мужские и женские функции были не просто взаимодополняющими, но и иерархическими – женщине отводилась зависимая, подчиненная роль, так что даже идеальный образ женщины конструировался с точки зрения мужских интересов [Кон И.С., 78].

Другими словами, представления о психологическом типе мужчин и женщин основывались на мифах, религии, сказаниях и письменной литературе. Герои и героини, реальные или вымышленные, несут в себе целый набор стереотипов, что делает их потенциальными поставщиками характеристик, присущих мужскому или женскому полу. Обобщающим понятием здесь выступает категория «маскулинность/фемининность», являющаяся маркером и коррелятом мужской или женской идентичности.

При анализе природы половых различий большинство авторов (И.С. Кон, Т.Б. Щепанская, А.В. Либин, Д.В. Воронцов, Е.П. Ильин, Ш. Берн и др.), отдавая должное генетическим факторам, подчеркивают важность различных условий социализации мальчиков и девочек, начиная с самого раннего возраста. Так, при наблюдении за играми детей было обнаружено, что мальчики стремятся больше к групповому, коллективному общению, ориентируясь на содержание совместной деятельности, разработку правил. Девочки же были более склонны к формированию микрогрупп из двух–трех человек, при этом для них большую роль играет формирование эмоциональной межличностной связи, которая продолжалась бы и вне игры.

Таким образом, мальчики учатся соблюдать установленные правила, овладевают организационными навыками, усваивают роль «обобщенного другого», в то время как игра девочек способствует развитию эмпатии, чуткости, необходимых для принятия роли «конкретного другого».

Как указывает И.С. Кон, половая роль - это нормативные предписания, связанные с принадлежностью к определенному полу, выполнение которых обеспечивает мужской или женский статус. Это существующие в обществе стереотипы маскулинного и фемининного поведения и соответствующие им представления и ожидания, которым индивид должен соответствовать, чтобы быть признанным человеком того или другого пола (1978) [Кон И.С., 82].

Другими словами половая роль - это не абсолютный набор предписаний и моделей, верный в любой ситуации, а целый комплекс ролей, ролевой репертуар, каждая роль которого имеет свои модели, предписания, стереотипы.

Важную роль в полоролевой социализации играет полоролевое воспитание, на специфику которого, несомненно, накладывает отпечаток структура семьи.

Выделяют полные и неполные семьи. Перейдем к описанию особенностей полоролевого воспитания в полных семьях.

1.2.1 Особенности полной семьи

Семья - социальная группа, изначально формирующая личность человека. Она вводит в общество его новых членов, передавая им язык, нравы и обычаи, основные образцы поведения, обязательные в данном обществе, вводит человека в мир духовных ценностей общества, контролирует поведение своих членов. А.З. Шапиро, в частности, говорит о том, что семья создает условия для создания ситуации развития каждого из ее членов [Шапиро А.З., с. 46].

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Когнитивное направление
Когнитивисты понимают человека, прежде всего, как «думающего, понимающего, анализирующего», поскольку всю жизненную информацию надо понять, оценить, использовать с помощью когнитивных процессов. Поэтому большинство когнитивных теорий расс ...

Закономерности процесса внушения
Под внушением понимается способ психологического воздействия преимущественно эмоционально-волевого характера, основанный на некритическом восприятии и принятии индивидом целенаправленного потока информации, которая не нуждается в доказате ...

Потребность в общении как фактор развития взаимоотношений.
Что сплачивает людей в группу, что заставляет их сближаться? Иными словами, какова внутренняя психологическая причина того, что люди вступают между собой в личный эмоционально насыщенный контакт? Такой внутренней основой личных взаимоотно ...