Возникновение страха в ответ на действие угрожающего стимула

Страница 8

Биологические предпосылки. По сравнению с детенышами животных человеческое дитя более беспомощно, ему требуется максимальное время для выживания, и его генетическая программа может быть раскрыта только при определенных социальных условиях. Но это не означает, что у новорожденных (младенцев первых недель жизни) отсутствуют инстинктивно – защитные формы для реагирования. Как раз, наоборот, в остаточном виде они возможны именно в ближайшие дни и недели после рождения, как например, защитное поведение 10 дневных младенцев при приближении большого предмета: они широко раскрывают глаза, откидывают голову, поднимают руки, Рефлекторно – защитной функцией является и цепляние новорожденного за мать при первых купаниях. При резком звуке, ярком свете малыш вздрагивает. Часто моргает или зажмуривается и вскидывает руки. Первый крик ребенка после рождения представляет собой также рефлекторный ответ на внезапное раздражающее изменение привычных для него внутриутробных условий существования.

Надо сказать, что изучая поведение младенцев, физиологи и психиатры установили, что новорожденные дети очень боятся резких звуков и падения. Это надо учитывать с первых же дней появления ребенка на свет. Рассмотренные рефлекторные формы реагирования имеют безусловный, то есть врожденный, характер и обычно нивелируются в течении первого же полугодия жизни. Значительно ослабевает к 4-му году жизни и рефлекс вздрагивания. Но у нервно ослабленных детей в результате эмоционального стресса, перенесенного матерью во время беременности, а также при конфликтной семейной обстановке он сохраняется во втором полугодии жизни и проявляется все возрастающим чувством страха. Здесь вздрагивание является ответом на испуг, испытываемый ребенком.

В первые месяцы второго полугодия жизни, ребенок начинает ползать, он подвергается большой опасности. Все младенцы в этом возрасте уже по характеру реагирования на опасность. Одни из них почти сразу, а другие после многочисленных проб и ошибок проявляют известную осторожность – не глотают несъедобные предметы, вовремя останавливаются перед препятствием и т.д. Такое раннее избегания опасности говорят не только о ярко выраженном инстинкте самосохранения. Но и о некотором врожденном беспокойстве у детей высоко тревожных, нередко болезненных и немолодых родителей.

Без постоянного подкрепления со стороны родителей беспокойство со временем ослабевает и сходит на нет. Практически же в процессе взаимодействия с ребенком беспокойные родители обычно не только подкрепляют, но усиливают его тревогу, культивируя подобный эмоциональный отклик как проявление заботы. Тогда тревожный тип реагирования у детей сложится уже к старшему дошкольному возрасту. У подавляющего большинства детей нет рано проявляемого и выраженного беспокойства, что является нормой, но дети и не безрассудны, как дети, склонные к полному игнорированию опасности и в той или иной мере негативно относящиеся к обучению. Если не брать крайних случаев влияния алкоголизма родителей, общего психического недоразвития (олигофрения) и врожденной психической патологии (психопатия) у детей, то отсутствие чувства опасности вызвано органическим поражением головного мозга в результате тяжелой патологи беременности и родов, повреждений при ушибах и инфекционных осложнений. Мозговые органические нарушения проявляются постоянной возбудимостью, беспричинно плохим настроением (дисфорией), нарушением ритма сна, расторможенным («без тормозов»), а в дальнейшем и агрессивными, психопатоподобными формами поведения.

Возникновению страха способствует и некоторые типологические свойства высшей нервной деятельности. Прежде всего, это эмоциональная чувствительность и тесно связанная с ней впечатлительность, которая подобна эмоциональной памяти, приводит к яркому, образному запечатлению тех или иных событий жизни. Повышенная восприимчивость таких людей выражается и в их эмоциональной ранимости и уязвимости, когда они «все близко воспринимают к сердцу и расстраиваются», будучи не способными к агрессивным ответам. Несмотря на повышенную эмоциональную чувствительность, нервные процессы отличаются известной инертностью, негибкостью, что вместе с развитой долговременной памятью приводит к длительному удерживанию и фиксации в сознании объекта страха и затрудняет переключение внимания.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Я-концепция в различных психологических теориях
Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я – концепции. Глобальное, личностное Я он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я – сознающее и Я – как – объект. Это – две стороны одной целос ...

Представление сексуальных меньшинств в средствах массовой коммуникации
Средства массовой информации являются ключевыми инструментами в формировании норм поведения современного общества. Поэтому важно отдавать отчёт в том, какое именно послание несёт СМИ по тому или иному вопросу. Нас заинтересовала проблема ...

Стадии психологического развития сознания человека
От рождения до зрелости человек проходит сложный путь психического развития. Существует большое количество подходов к проблеме развития психики ребенка. Рассмотрим характеристики психологического содержания стадий, выделенных А.Н. Леонтье ...