Коррекционные упражнения отреагирования страхов

Страница 1

После обработки диагностического материала и первичной консультации с родителями, на которой обсуждается тема « Что такое страх и причины его возникновения?». А так же дается согласие родителей о участии коррекционной программе. Проводится психотерапия базисных страхов, состоящая из 8 игровых занятий продолжительностью от 1 до 1,5 часов, один раз в неделю совместно с детьми и родителями. Образуется малая терапевтическая группа из 14 человек. Взрослых заранее инструктируют, как нужно себя вести в предлагаемых игровых ситуациях. Важно отметить, что при совместном взаимодействии детей и родителе отсутствуют конфликты и ищутся пути наиболее эффективного разрешения поставленных перед игрой задач.

Для проведения успешной коррекционной работы создана материальная база:

- Игровая комната, где собраны терапевтические игрушки от реагирующие эмоции страха (куклы Бабы Яги, Кощея, приведений, Бармалея, собак, безликие куклы, куклы – марионетки, маски, изображающие различные эмоции).

- Театры – настольные, пальчиковые, кукольный дом с семьей.

- Песочница со множеством игрушек, предметов – заместителей.

- Затемненные шторы, для создания темной комнаты.

- Необходимый материал для рисования (плаценты, разноцветная бумага разного формата, кисти, бросовый материал: губки, ткань), лепки и аппликации.

- Фонотека: классика, мелодия природы.

Весь этот материал и многое другое помогает обыгрывать игры и специально созданные ситуации.

В составлении коррекционной программы помогали методики А. И. Захарова:

1.«Преодоление страхов посредством игры и рисования» представлена в публикациях, начиная с 70-х годов. Содержит психотерапевтический алгоритм преодоления страхов детьми и родителями. Основаны на принципе эмоционального отреагирования в сочетании с направленным изменением поведения посредством принятия все более адаптивных (бесстрашных) ролей.

2. «Психологическая очистка издержек семейного воспитания».

Ее суть заключается в специальном обыгрывании ситуаций, направленных на устранение страхов. И подвижные игры из других источников: Щелдон Левис «Ребенок и стресс» и Бардиер «Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей» и конечно же личный опыт из курсов повышения квалификации».

Перед началом занятий родителям выдаются записанные на листочках страхи детей (выявленных в процессе диагностики и беседы). В течение одной недели дети рисуют дома свои страхи. Каждый страх на отдельном листе.

На занятии сначала проводится подвижная игра быстрого темпа, для создания у детей эмоциональной готовности. Затем игры средним темпом или ролевые. После игр предлагается релаксация, а затем дети прорисовывают себя не боящимся своего страха по индивидуальному списку страхов. Дается задание домой, чтобы родители продолжали коррекционную работу дома.

После занятия каждый ребенок отмечается похвалой родителей и психолога. Отмечается, что ему удалось сделать лучше всего.

На седьмом занятии обсуждаются все страхи детей, которой они нарисовали спрашивая: «А сейчас или не боишься…».

В конце заключительного занятия, родители дарят детям сувениры, поздравляя их за ловкость, быстроту, желание играть, преодоление своих страхов.

Цель: преодоление основополагающих страхов, влияющих на психоэмоциональное состояние у детей 6-7 лет.

Представленная программа включает в себя следующие задачи:

1. Отреагирование основополагающих страхов (темноты, неожиданного воздействия, замкнутого пространства, опоздания, боли, животных, глубины, высоты, замкнутого пространства).

2.Выработка адекватных стереотипов реагирования на психоэмоциональное напряжение.

3. Коррекция агрессивного компонента родительского поведения.

Игры и упражнения к коррекционным упражнениям

Занятие № 1.

1. Подвижная игра «Пятнашки»

- преодолеваемый страх неожиданного воздействия. Нейтрализация избытка родительских угроз и наказаний в прошлом и настоящем. Ход игры: в комнате в беспорядке расставлены стулья, так, чтобы можно было пробежать.

Условия: касаться их нельзя – задевший становится водящим. Нельзя пятнать через предмет, нельзя садится на стул, объявляя себя вне игры. Пятнающий постоянно меняет темп передвижения от замедленного шага до бега стремглав, прыжков, внезапно поворачивается, азартно кричат: «догоню», «берегись», «поймаю». На что получает ответ: «не поймаешь», «только попробуй». Длительность игры 8 -9 минут.

2. «Жмурки»

преодолеваемый страх неожиданного воздействия, отчасти темноты и замкнутого пространства, одиночества.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Общее понятие эмоций и эмоциональных состояний
Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, которые в форме непосредственно-чувственного переживания отражают значимость объектов и событий во внешнем и внутреннем мире человека для его жизнедеятельности. Они как бы изнут ...

Черты характера
Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, какое из возможных действий выбирает чело ...

Функции и свойства сознания
Понятие "сознание" не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациона ...