Структура совладающего поведения

Информация о психологии » Преодоление стрессовых ситуаций » Структура совладающего поведения

Страница 1

Совладающее со стрессом поведение, или копинг стал активно изучаться в последние годы (Н.Ф. Михайлова, P.M. Грановская S. Folkman). В создавшейся на сегодняшний день экономической ситуации изучение данной проблематики приобретает особенно острую необходимость. Значительное количество работ посвящено, как теоретической разработке данной категории (Л.И.Анцыферова, В.А.Бодров, Л.А.Китаев-Смык, N.S.Endler, J.A.Parker) так и эмпирическим исследованиям (Крюкова, Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский). Проанализировав существующие работы можно предположить, что совладающее поведение имеет ступенчатую, последовательную, многоактную структуру, и не ограничивается одним единственным действием.

В современных исследованиях используются методики имплицитно предполагающие выбор одного действия в рамках копинг-стратегий. Необходимость доказательства многоактной структуры совладающего поведения поставила нас перед необходимостью модифицировать существующие методики. Использовался метод свободного интервью, где подростки могли указывать, произвольное количество действий в ходе описания копинг-стратегий в трех заданных ситуациях: стресс во время экзамена, стресс в экстремальной ситуации, стресс в сфере межличностных отношений. При этом подростки при ответе могли пользоваться как текстами стандартизированных методик, что бы описать разные формы совладающего поведения, так и предложить свои собственные формулировки.

В исследовании приняло участие 80 подростков (15-16 лет, 44 девочки и 36 мальчиков).

Результаты показали, что для совладания со стрессом наряду с единичными копинг-стратегиями используются также цепочки, состоящие из последовательности разнообразных копинг-стратегий. Длина цепочек достигает от одного до восьми актов в рамках одной копинг-стратегии, что дает огромное количество различных комбинаций.

В экстремальной ситуации в 32,5% случаях используются единичные копинг-стратегии. Двухактные копинг-стратегии в экстремальной ситуации используются в 25%, трехактные в 12,5%, а четырехактные в 10% случаях. При стрессе в ситуации межличностных отношений использование единичных копинг-стратегий снижается до 7,5%. Трехактные, четырехактные и пятиактные копинг-стратегии используются в 17,5%, 10% и 5% соответственно. Нужно отметить, что именно в ситуациях межличностных отношений широко используются длинные цепочки копинг-стратегий, состоящие из 7 и 8 копинг-стратегий, которые составляют 7,5% и 5%. В ситуации экзамена, использование одноактных копинг-стратегий составляет 10%, наиболее широко распространены двухактные копинг-стратегии - 32.5%, использование трехактных стратегий составляет 20%, четырехактных 22,5%, семиактных - 2,5%.

В экстремальных ситуациях одноактные копинг-стратегии в большинстве случаев являются проблемно-ориентированным копингом, а копинг, направленный на избегание, не используется. Это объясняется тем, что экстремальная ситуация предполагает опасность для жизни или здоровья человека при промедлении. В ситуации межличностных отношений единичные копинг-стратегии составляют проблемно-ориентированный копинг и копинг направленный на избегание, эмоционально-ориентированный копинг в данном случае не используется.

Рассматривая многоактные цепочки от 5 до 8 актов, мы не заметили определенной постоянной последовательности, возможно из-за их немногочисленности. Лишь 12% испытуемых при совладающем со стрессом поведении использует цепочки копинг-стратегий длиннее 4 комбинаций. Однако и среди многоактных стратегий можно было выделить определенные закономерности. Например, можно заметить, что в целом проблемно-ориентированный копинг встречается наиболее часто, что объясняется его наибольшей эффективностью в преодолении стрессовой ситуации.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Совершенная цивилизация, ее судьба, особенности и противоречия
Улучшить общество можно только постоянным созидательным усилием людей. Общество необходимо для совместного производства духовного продукта — культуры, и если принять эту задачу, то отсюда и следует, что считать критерием социального прогр ...

Проблема психологического влияния.
Проблема индивидуального психологического влияния особенно актуальна именно теперь, когда отношения людей даже в деловой обстановке уже не столь формально регламентированы. Каждый человек становится мишенью влияния множества других людей, ...

Познавательная деятельность младших школьников
Познавательная деятельность – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Система ...