В психоаналитическом подходе

Страница 2

3.2. В группах психодрамы

Создана Я.Л.Морено и развивалась его женой З.Т.Мореной. Клиент разыгрывает свое прошлое, настоящее или не принятые им жизненные ситуации и роли в действии, пытаясь достигнуть более глубокого понимания и катарсиса, а также развивая поведенческие навыки, новые возможности решения конфликтов.

Психодрама использует ряд особых приемов, предназначенных для усиления чувств, прояснения замешательств и скрытых мнений, усиления инсайта и самосознания, а также практики нового поведения.

Психодраматический метод состоит из следующих компонентов: сцена (обычно - свободное пространство в комнате), режиссер (обычно групповой терапевт), протагонист (человек, который предлагает свою проблему для исследования), вспомогательные “я” (люди, которые исполняют остальные роли) и аудитория (оставшиеся члены группы, перед которыми исследуется данная проблема).

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ. Прием самопрезентации предполагает, что протагонист дает собственный портрет, чтобы ввести группу в ситуацию (например, отношения отца и дочери). Предлагается организовать инсценировку, режиссер помогает перевести повествование в действие.

ОБМЕН РОЛЯМИ. Этот метод позволяет расширить осознание и поведенческий репертуар клиента. В ходе обмена ролями протагонист принимает на себя роль другой личности, участвующий в драме. Исполняя роли значимых людей, включенных в психодраму, он может получить значимые интеллектуальные и эмоциональные инсайты в отношении ситуации, в которой находится другой. Этот прием развивает эмпатию (способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям).

Второй и наиболее важной функцией обмена ролями является развитие эмпатии протагониста по отношению к значимым людям его жизни. Принимая роль другого человека в психодраме, приобретает более глубокое понимание и воспринимает ситуацию с иной перспективы.

ДУБЛЬ. Техника дубля подразумевает исполнение вспомогательным “я” особой роли - “внутреннего Я” протагониста. Дубль выражает мысли и чувства, которые обычно остаются невыраженными. Дубль выполняет функцию “внутреннего голоса”, как, например, в кино или на телевидении. Дубль стоит сбоку от протагониста (чтобы он мог видеть и отражать невербальную коммуникацию протагониста и все же не заполнять собой поле его восприятия) и говорит слова, которые не могут или не должны быть произнесены. Режиссер говорит что-то вроде: “Эта ваш дубль. Если он скажет то, что вы думаете, повторите это. Если он ошибается, поправьте его”. Существует достаточно много вариантов этого приема.

Эта техника нередко приводит к выражению невысказанных слов и мыслей. Дубль выступает в роли связного между режиссером и протагонистом.

МОНОЛОГ. Протагониста просят вообразить себя в каком-нибудь безлюдном месте, где он может поразмыслить обо всем, и выразить это с помощью монолога. Режиссер может попросить протагониста прервать действие в каком-то месте, отвернуться и выразить те чувства, которые он испытывает в данный момент. Протагониста можно включить в какой- либо вид действия, который он выполняет в одиночестве, как, например, путь домой. Монолог весьма ценен, поскольку помогает протагониста прояснить свои мысли и переживания.

“ВОЛШЕБНЫЙ МАГАЗИН”. Обычно используется в качестве разогрева. Этот прием может быть использован для протагониста, который не уверен в своих ценностях, запутался в своих целях или испытывает трудности в определении приоритетов. Сценка разыгрывается между продавцом и покупателем. Волшебный магазин заполнен воображаемыми контейнерами, в которых хранятся человеческие качества, которые будут подарены, если только протагонист обменяет их на какое-либо другое качество, которое он уже умеет.

ПРОЕКЦИЯ БУДУЩЕГО. Будущее не просто обсуждается или предвосхищается, оно переносится в настоящее и воплощается в нем. Это содержание может включать в себя желания и надежды, страхи и цели, которые придают жизни направление и смысл. Члены группы творят будущее с конкретными людьми, перенося его в настоящее и получая, таким образом, новое видение проблемы.

ПОВТОРЕНИЕ. Один из приемов, широко используемых в музыкальных или драматических репетициях, - это простое повторение действия, его усовершенствование, более экспрессивное исполнение или добавление других вариаций такого рода.

РОЛЕВОЙ ТРЕНИНГ. Он позволяет человеку экспериментировать с новым поведением в безопасных условиях группы. Участники группы могут осуществлять ролевой тренинг ситуации происхождения интервью при приеме на работу, целью которого является выяснение того, как справляться со своей тревогой. Таким образом, они не только входят в контакт со своими чувствами, но и достигают инсайта о поведении, которое препятствует проведению эффективного интервью.

Страницы: 1 2 

Еще по теме: