Особенности подросткового возраста как фактор риска развития зависимости от психоактивных веществ

Информация о психологии » Применение рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ » Особенности подросткового возраста как фактор риска развития зависимости от психоактивных веществ

Страница 3

В современном поколении подростков в нашей стране можно увидеть следующие типы групп, большая из которых и их отношение к аддиктивому поведению были описаны В. С. Битенским и др.

Территориальные группы - объединяют сверстников по месту учебы или жительства - в одном большом доме (дворовые компании), городском микрорайоне, одном поселке и т. п. Внутри одной территории возможно возникновение разных групп, тогда подростки делятся еще по какому-либо принципу - от учебы в одной школе до национального признака.

Делинквентные и криминальные группы отличаются друг от друга условно - лишь по тому, подвергаются ли совершаемые группой поступки наказанию, согласно Уголовному кодексу, или нет. Делинквентным поведением принято называть не наказуемые, согласно Уголовному кодексу поступки, проступки и правонарушения - обычно это мелкое хулиганство и мелкое воровство, драки без нанесения тяжких повреждений, уклонение от учебы и труда и т. п. Криминальное поведение включает уголовно наказуемые действия. Злоупотребление алкоголем и другими токсическими веществами, как правило, ограничивается отдельными эпизодами. Зависимости развивается далеко не у всех членов подобных групп.

Наркоманические группы обычно состоят из наркоманов, то есть из тех, у кого уже сформировалась зависимости от наркотика. Но члены такой группы стараются привлечь и удержать склонных к употреблению психоактивных веществ новичков. Их соблазняют и поначалу могут бесплатно снабжать наркотиками с тем, чтобы предъявить «счет», когда у тех разовьется зависимость. Различают первичные и вторичные наркоманические группы. В первичных группах наркотик с самого начала был фактором, собравшим группу. Вторичные группы сперва объединялись по какой-либо иной причине (например, территориальные или делинквентные группы, спортивные «фанаты», реже «металлисты»), а затем в группе остались лишь те, кто пристрастился к наркотикам.

Наркоманические группы обычно немногочисленны. Их объединяет добыча наркотиков, при надобности их изготовление, переработка сырья, которая может быть налажена по конвейеру, совместное употребление, а иногда и торговля наркотиками. Группы, как правило, являются жестко регламентированными. Лидером нередко бывает молодой совершеннолетний, обладающий криминальным и наркоманическим опытом. Опытный лидер-наркоман следит также за тем, чтобы избежать случаев передозировки наркотика.

Итак, именно реакция группирования со сверстниками является основным фактором риска вовлечения подростка в употребление психоактивных веществ. Следует отметить, что в разные периоды подросткового возраста происходят изменение отношения к наркотикам. Г. В. Латышев с сотрудниками на базе Центра профилактики наркомании, г.Санкт-Петербурга провели исследование, как в разных возрастных группах происходит накопление знаний о наркотиках и формируется отношение к ним.

14-16 лет. По отношению к наркотикам формируются три группы:

1. Употребляющие и сочувствующие - интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении без наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Духовные последствия внебрачных отношений
Мужья и жены перестают существовать по отдельности, они – одно целое. Это слияние несет в себе силу и жизнь. Сначала в любви вместе соединяются души. Затем их любовь переходит в завет клятв и обещаний перед Богом. Апогеем этого является с ...

Психолого-педагогическая работа с первоклассниками
В рамках психолого-педагогической работы с первоклассниками осуществляются следующие направления деятельности: психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников. Такая диагностика в течение п ...

Анализ полученных данных по изучению условий социально-педагогической поддержки одаренных детей в дошкольном учреждении
Проанализировав полученные данные по анкетам, можно сделать следующие выводы и дать рекомендации: · Не все воспитатели четко разграничивают понятия «одаренность» и «способности». Одаренность – генетически обусловленный компонент способ ...