Влияние детско-родительских отношений на личностные характеристики сиблингов

Информация о психологии » Примеры психологического тестирования » Влияние детско-родительских отношений на личностные характеристики сиблингов

Страница 1

Сиблинговые исследования являются одним из самых информативных методов изучения влияния средовых компонент на вариативность личностных характеристик в генетике поведения. Показано, что особо мощное воздействие на вариативность личностных черт оказывает индивидуальная среда. При этом общая среда играет незначительную роль в детерминации изменчивости характеристик личностной сферы.

В качестве составляющих уникального индивидуального опыта можно рассматривать такие факторы, как различия в детско-родительских отношениях, субъективное восприятие сиблинговых отношений, внесемейные факторы, и т.д.

Основной целью данного исследования является анализ связей между показателями личностной сферы сиблингов и характеристиками детско-родительских отношений. Данная работа является частью Московского сиблингового исследования; проводится при поддержке гранта РГНФ 06-06-00227а.

1. Значимых внутрипарных корреляций между сиблингами по таким личностным характеристикам, как экстраверсия, невротизм и уровень субъективного контроля, обнаружено не было. Были получены значимые внутрипарные корреляции между сиблингами по шкале поиска ощущений.

2. Была выявлена связь между показателями отцовского невротизма и невротизма старшего сиблинга, а также между материнским уровнем субъективного контроля и уровнем субъективного контроля старшего сиблинга. В то время как значимых корреляций между родительскими личностными показателями и показателями младшего сиблинга обнаружено не было.

3. Шкала «Принятие – отвержение» в материнской версии ВРР значимо коррелирует с показателями невротизма у обоих сиблингов. Более высокий уровень принятия ребенка матерью связан с низким уровнем показателей по шкале невротизма у обоих сиблингов. Уровень экстраверсии старшего сиблинга связан с материнской шкалой «Строгость-мягкость». Чем более мать строга по отношению к старшему сиблингу, тем легче он включается в социальные отношения. Показатели материнского контроля значимо коррелируют с уровнем невротизма младшего сиблинга. Уровень субъективного контроля младшего сиблинга тесно связан со шкалами "Принятие-отвержение", "Согласие-несогласие" и "Сотрудничество-отсутствие сотрудничества" в материнской версии ВРР. В то время как уровень субъективного контроля старшего сиблинга испытывает на себе влияние лишь материнской шкалы "Последовательность-непоследовательность". Уровень невротизма младшего сиблинга связан с отцовской требовательностью, в то время как уровень невротизма старшего сиблинга значимо коррелирует с показателем отцовского контроля. В целом, личностные характеристики обоих сиблингов испытывают на себе меньшее влияние показателей отцовского стиля взаимодействия с ребенком по сравнению с показателями материнского стиля.

В ходе нашего исследования 183 испытуемых прошли тест «Стиль вождения» и по 8 критериям оценили качество компьютерной тестовой интерпретации (далее ТИ), которую они получили по окончании тестирования. Результаты тестирования представляли собой профиль по 4 шкалам (стилям вождения) – агрессивный стиль, суетливый стиль, надежный стиль и тревожный стиль. Данные стили мы интерпретировали как проявление более «широких» личностных стилей или устойчивых паттернов поведения (например, личностных черт Большой пятерки). Так, мы считаем, что агрессивный и надежный стили связаны с таким качеством как согласие/независимость, суетливый стиль – с самоконтролем/импульсивностью, тревожный стиль – с эмоциональной стабильностью/тревожностью.

Полученные нами экспериментальные данные показали, что существуют статистически значимые различия между оценками качества ТИ, проставленными людьми, характеризующимися различными индивидуальными стилями. (1) Импульсивные (гибкие, легко адаптирующие) испытуемые оценили простоту и структурированность ТИ выше, чем испытуемые с сильным самоконтролем (рациональные, ригидные). (2) Дисциплинированные (надежные) испытуемые оценили полезность и новизну ТИ выше, чем недисциплинированные. Обращает на себя внимание то, что простота и структурированность – формальные характеристики ТИ, а полезность и новизна – содержательные, причем определяющие субъективную значимость и принятие ТИ респондентом.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Индивидуально-психологические особенности одинокой личности
Необходимо установить, какие же качества и черты характера определяют склонность индивида к переживанию одиночества, а так же индивидуальные особенности, подкрепляющие и усугубляющие переживание одиночества. Вначале разделим одиночество ...

Выводы
1. Аффект может быть рассмотрен в двух направлениях: более узко как судебно-психологическое экспертное понятие и более широко как объект исследования общей психологии. 2. Исследование аффективных реакций затруднительно в связи со сложн ...

Политическая психология личности
Политическое сознание и политический менталитет, их характеристики и соотношение Действие любой политической системы зависит от ее способности психологически воздействовать на индивида, побуждая его к поступкам, которые соответствуют целя ...