Перспективы подростков больших и малых городов

Страница 2

Проблема межличностных отношений является одной из самых актуальных при обучении в высшей школе. Поскольку в университете учебный процесс существенно отличается от организации учебной деятелности в школе, приходящим в университет студентам приходится устанавливать новые типы межличностных взаимоотношений. Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Фактором социальной адапатции выступает переживание – момент, крайне редко рассматриваемый в социальной психологии. Что это значит? Личность переживает острые для нее критические ситуации, в частности, взаимодействие с незнакомыми людьми в непривычной обстановке; кроме того, пытается либо приспособиться к новым условиям (так называемый конформистский тип поведения), либо старается находить выходы путем давления на других и т.д. Таким образом, становится ясно, что чувства являются уникальной основой всех отношений человека (как к самому себе, так и к другим членам группы). Именно чувства и определяют межличностные отношения в социальной группе.

В группе, существующей относительно продолжительный период времени, можно наблюдать те или иные эмоциональные предпочтения субъектов по отношению друг к другу. Все это ведет к появлению абсолютно у каждого студента своего статуса в группе. Связано это также и с тем, что в раннем юношеском возрасте человек стремится определить свое место в мире, начинает доминировать и потребность в признании. Статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены данной группы по отношению к студенту – положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов, в свою очередь, задает статусную иерархию в студенческом коллективе.

В психологической практике социальные статусы в группах, и в целом, сами межличностные отношения эмоционально-непосредственного плана, были изучены Т. Шибутани, Дж. Морено, А. Маслоу, К. Роджерсом, М.Е. Литваком и др. Данное исследование проводилось на основе социометрической методики Дж. Морено, разработанной в начале 1930-х гг. в модификации М. Битяновой, и его целью явилось влияние социометрического статуса на межличностные отношения студентов в группе.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Физиологическая адаптация школьников
Очень отчетливо в первые недели, месяцы привыкания к школе может измениться поведение детей. У одних заметно чрезмерное возбуждение, и даже агрессивность; у других, наоборот, заторможенность и унылость. Может возникнуть и чувство страха, ...

Понятие и особенности социально-психологического тренинга
В 1970-е гг. в ГДР под руководством М. Форверга был разработан метод, названный им социально-психологическим тренингом. С таким названием тренинг появился и у нас в стране. Тренинги в нашей стране начались с тренинга общения. Тренинг общ ...

Идеомоторные методы как способ преодоления стресса
В основе действия самых различных методов лежит один и тот же механизм - возникающее при их использовании особое психофизиологическое состояние, в котором происходит психологическая разгрузка (снятие стресса) и переключение мозговой домин ...