Исследование связи подростков и юношества северного города

Информация о психологии » Приспособление к жизни молодых людей из поселений различных типов » Исследование связи подростков и юношества северного города

Страница 1

Проблемой нашего научного исследования является изучение экономического самоопределения в его связи с личностным самоопределением у контингента юношества промышленного города крайнего севера. Развитие экономического самоопределения неразрывно связано с развитием нравственного сознания и самосознания человека, развитием ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности и личностным самоопределением в целом. Актуальность проблемы определяется необходимостью разрабатывать психологически обоснованные формы помощи подрастающему поколению в связи со сложностью процессов социализации в современных условиях жизни с учетом неоднозначности ценностных ориентиров взрослого сообщества, выраженной прагматичностью, утратой определенных гуманистических идеалов, характерных для традиций русского северного края. Именно это предопределяет своевременность изучения экономического самоопределения юношества в промышленном северном регионе.

Понятие «экономическое самоопределение» является достаточно новым для психологии развития, необходимо его содержательное наполнение. Опорой для теоретико-методологического обоснования изучения ЭС могут выступать исследования, в которых содержательно характеризуется понятие «личностное самоопределение». Основанием выступают известные исследования Б.С. Братуся, М.Р. Гинзбург, А.В. Толстых, В.В. Столина, Д.А. Леонтьева. Неразрывная связь ЭС с личностным самоопределением выступает в качестве предмета изучения в таком направлении как «экономическая психология», в специальных исследованиях ЭС, преодолевающих эмпирический подход.

В нашем исследовании экономическое самоопределение соотносилось с особенностями интерпретации и решения проблемных экономических задач, предполагающих необходимость актуализации значимых ценностных ориентаций человека, осуществляющего личностный выбор.

Цель исследования состояла в выявлении своеобразия способов интерпретации задач, предполагающих одновременно экономический и личностный выбор в проблемных жизненных ситуациях.

Для проведения исследования нами была разработана, валидизирована и применена методика «Экономический конфликт» (ЭК). Она позволяет характеризовать участников исследования как субъектов экономических отношений по десяти основаниям. Эти основания представляют собой крайние полюса шкал: «Кратковременность планов на покупки» – «Долговременность планов на покупки», «Прагматичность при планировании покупок» (покупать только нужные вещи, связанные с бытийным планом жизни) – «Идеализм при планировании покупок» (делать покупки с ориентацией на духовный рост, саморазвитие), «Эгоизм» - «Альтруизм» при выборе покупок и планировании расходов, «Самостоятельность» - «Зависимость» при планировании покупок и планировании расходов, «Импульсивность» - «Произвольность» в покупках и расходах. Нами проводилось сопоставление данных методики ЭС и данными, полученными на основе интервью. Применялась также методика, позволяющая выявлять уровень развития приемов саморегуляции юношества, таких как планирование, моделирование ситуаций, программирование, оценка результатов, гибкость, самоконтроль. Для сопоставления показателей, выявленных на основе двух методик, осуществлялся корреляционный анализ.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

В группах терапии поведения
Авторы Д.Уотсон и Тарп посвятили свои работы тому, чтобы помочь людям управлять своим поведением, избавится от непригодного образа поведения. Эта цель достигалась благодаря разнообразию когнитивных и поведенческих техник. ПОДКРЕПЛЕНИЕ. Э ...

Проблема барьеров общения её изучение
Актуальность проблемы "барьеров" общения обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего, наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений &q ...

Требования к организации факторного анализа.
В работе исследователя по конструированию психодиагностического теста можно выделить три основных этапа: 1) формирование “чернового” варианта теста; 2) выбор диагностической модели и определение ее параметров; 3) стандартизация и испыт ...