Механизмы возникновения конфликтных взаимоотношений подростков со взрослыми

Информация о психологии » Причины конфликтов подростка и взрослого » Механизмы возникновения конфликтных взаимоотношений подростков со взрослыми

Страница 2

передача психических состояний от личности к личности;

эмоциональное опосредование;

деятельностное опосредование;

механизм дефицита;

механизм вклада;

нравственно-ценностная значимость.

В процессе взаимодействия родители и подростки неразрывно связаны друг с другом. Они проявляют себя в совместном общем эмоциональном поле, в котором прежде всего видны их психические состояния. К ним относятся проявления:

чувств: тревога, вспыльчивость, гневливость внимания: сосредоточенность, рассеянность;

воли: решительность, растерянность, собранность;

мышления: сомнение, удовлетворенность решением трудной задачи Психические состояния приводят к определенным последствиям и, что характерно, как бы транслируются, передаются другому человеку. Часто 29

повторяясь, они закрепляются, что не всегда положительно действует на окружающих. Раздраженность и недовольство одного человека вызывают плохое настроение другого.

Опыт человека всегда эмоционально окрашен. Память хранит эти эмоциональные переживания. Положительные или отрицательные эмоции могут закрепляться. Когда же человек встречает нечто похожее на бывшее ранее, возникает соответствующее переживание. Эмоциональное опосредование определяет психологический климат в семье, который создается интересными родителями, домашними традициями, праздниками, подарками.

В межличностных отношениях отражаются особенности деятельности людей. механизм деятельностного опосредования, заключается в следующем: общая деятельность приводит к тому, что ее результаты могут удовлетворять или не удовлетворять другого человека. Если результаты плохие, то возникает недовольство, другой человек обвиняется в нерадивости и лени. Если же подросток что-то предлагает и сам начинает это осуществлять, отношение к нему меняется. Дизъюнктивные отношения переходят в конъюнктивные.[8, c 126]

Родители также должны делать то, чего традиционно ждут от них дети: готовить еду, устраивать праздники, обеспечивать безопасность и защиту, ухаживать за детьми. Достичь этого можно только в такой деятельности, которую родители организуют для того, чтобы найти общие интересы с подростком и прийти к согласию с ним.

Формирование взаимоотношений связано не только с потребностями, но и со степенью значимости, ценности их предмета. Дефицит означает нехватку чего-либо, а слово "дефицитный" - имеющийся в недостаточном количестве. Дефицитность - это отсутствующая ценностная значимость.

Взаимоотношения всегда ориентированы на какие-то ценности, поскольку людей объединяет или разъединяет общность взглядов относительно определенных ценностей. Потребность человека в личностных свойствах и деятельности другого человека приводит к дефициту, если потребность не удовлетворяется, а свойства эти редки, по ценностно значимы. Если потребность в дефиците не реализована, личность в экстренном порядке находит ей замещение. То, что редко встречается и значимо, ценится намного выше, чем распространенное. Отсутствие и нужда, испытываемые человеком в предметах или людях, переживаются как неудовлетворенность, тоска или уныние.

Родителям также свойственны дефицитные качества, такие как "умение найти подход к подростку в разных ситуациях", "справедливость", "готовность помочь", "эмоциональная уравновешенность", "способность разделить мнение подростка".

Дефицит конъюнктивных отношений вызывают несколько факторов. Так происходит, когда ожидания подростков резко расходятся с действительностью, желаемое не совпадает с реальностью. Дефицит возникает тогда, когда особого рода поведение воспринимается как избыточное. Это нарушает равновесие, баланс действий родителей и детей-подростков.

Суть механизма вклада в том, что добро порождает добро, зло вызывает агрессию. Исполнительность, активность, высокие достижения в учебной (спортивной или художественной) деятельности, забота друг о друге, посильное участие подростка в создании семейного благополучия, помощь родителям - вот необходимые качества и особенности личности и деятельности детей-подростков, которые способствуют накоплению согласий с родителями.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Исторический экскурс в историю изучения детерминации активности человека
Научному изучению причин активности человека, ее детерминации, положили начало великие мыслители древности – Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о «нужде» как учительнице жизни. Демокрит, например, рассма ...

Проблемы взаимоотношений подростков со взрослыми.
Отрочество- период, когда подросток начинает по - новому , оценивать свои отношения с семьёй. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно из года в год оказывал на него влияние, и в пе ...

Определение понятия “неполная семья”
Родительский дом для ребенка — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решаю­щее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна б ...