В подобных случаях (например, нехватке контактов в новом коллективе) Кэролин И. Кутрона выявила, что чаще всего люди сами осознают, что привело их к переживанию одиночества: недостаточная активность, застенчивость, характер, внешность. Чтобы спровоцировать внимание к себе, студенты начинали либо хорошо учиться и следить за собой, либо успеваемость резко падала и дружба заводилась с «плохой компанией» (гетерогенный механизм оценки). Еще один способ получить оценку – уйти в себя и думать о своих хороших качествах, так тоже поступали многие. При этом мысль, что «меня не понимают», «просто я намного умней и лучше их» повышала собственную значимость. Чаще всего подобные способы реабилитации выступали в качестве оперативного адаптирующего средства, и после «вливания в коллектив» и новых знакомств, исчезали.
В другом случае, когда одиночество желаемое, и выбирается как отдушина. Как путь к уходу от реальности, - количество оценки намного выше ожидаемой, и не контролируется индивидом. От этого часто страдают актеры, по роду деятельности, обязанные быть на виду, политики, так же люди, в силу профессии или образа жизни, оказывающиеся под мощным потоком мнений. Суждений, похвал, просьб и советов.
Весь этот поток может исходить и из одного источника, и тогда в этой модели общения, «атакуемая» личность склонна к одиночеству, но оно может не возникнуть, реабилитированное другими моделями (дом, семья, работа…). Хуже, когда вся жизнь человека становиться «прозрачной», и оценки со стороны накладывают отпечаток и влияют на собственные мысли, суждения и эмоции. Одиночество в подобных ситуациях желаемо и необходимо, как восстанавливающее средство.
В целом же, неудовлетворенность количеством оценки внешне проявляется в виде ярких эмоций ( положительных или отрицательных), и непривычном для данного человека поведении.
Провоцирование к себе внимания обычно не допускает индивида к переживанию одиночества, хотя такой способ, как самый простой, может быть использован, как замещающий, при девальвации мощных источников качественной и значимой оценки. Тогда, поведение может стать вычурно ярким, эмоции неконтролируемыми и иметь патогенный характер.
Другими словами, для замещения качественной, а тем более значимой оценки, потребуется очень много количественной. При этом и темперамент и характер индивида могут быть неподготовленными, к тому, чтобы привлечь внимание и эту оценку получить.
Если неудовлетворенность количеством оценки, воспринимается как нехватка источников оценки или численностью оценок, то неудовлетворенность качеством оценки определяется, как недовольство формой, в которой эта оценка была дана. Т.е. оценка присутствует, и количество оцениваемых источников достаточна, но сама оценка не соответствует ожиданиям. Например, на работе, достаточно большое количество человек соглашается с профессионализмом определенного сотрудника, притом ежедневно высказывают свое одобрение и признание в его адрес, но это не отражает и сотой части того, что делает человек, какое умственное и эмоциональное напряжение испытывает. Так, ученый сделавший открытие, одинок среди ничего непонимающих, но признающих его талант дилетантов.
Количество оценки это не только формальное, пусть и частое проявление внимания, это прежде всего эмоциональная нагрузка, чувственный фон оценки.
Еще по теме:
Типы семей
В настоящее время существует такое разнообразие в моделях построения брачных отношений, Что довольно трудно выделить какие-то устойчивые формы. Наиболее часто возникают смешанные модели браков, но при этом можно выделить особенности таких ...
Иерархия потребностей человека - корень понимания успешности. Дауншифтинг
Физиологические потребности: то, что необходимо человеку для поддержания жизни, — еда, вода, пристанище, секс. Эти потребности потому так важны, что без их удовлетворения сама жизнь индивидуума — а значит, и всего человечества — находится ...
Механизмы возникновения конфликтных взаимоотношений
подростков со взрослыми
Тема влияния взрослых на детей, на формирование их психических функций освещена в работах Л.С. Выготского. Взаимодействие родителей и детей в благополучных семьях продолжается всю жизнь, а в неблагополучных - периодически. В зависимости о ...
Навигация