Индивидуально-психологические особенности одинокой личности

Информация о психологии » Причины, диагностика и коррекция одиночества личности » Индивидуально-психологические особенности одинокой личности

Страница 2

Однако и слишком тесная привязанность и зависимость ребенка, особенно мальчика, от матери нередко играет отрицательную роль, сковывая его инициативу в установлении контактов со сверстниками. Кроме того, низкая общительность, затрудняющая завязывание новых знакомств и тем самым суживающая круг потенциально близких людей, очень часто, особенно в юности, коренится просто в отсутствии необходимых знаний и навыков общения. Ситуация встречи, знакомства с новым человеком психологически далеко не проста. Нужно как-то представить, «подать» себя и одновременно оценить поведение и характер притязаний другого. Кроме того, многие важные личные отношения, например, ухаживание, предполагают соблюдение неписаного, не всегда однозначного, но тем не менее обязательного ритуала. Молодой человек, не уверенный в своем умении, чувствует себя в подобных ситуациях неловко, а избыточный самоконтроль делает его поведение скованным и неестественным. С возрастом многие из этих коммуникативных трудностей проходят или компенсируются, но память о них иногда устойчиво снижает уверенность человека, побуждая его избегать напряженных и потенциально травмирующих ситуаций общения, что, естественно, повышает вероятность одиночества.

Но ведь и уровень общительности сам по себе ни о чем не говорит. Общительность очень часто бывает поверхностная, не снимающая чувства одиночества, а лишь маскирующая его. То есть общительность только тогда противостоит одиночеству, когда о нем можно сказать словами Ф. Тютчева: это – «союз души с душой родной», когда происходит самораскрытие.

Самораскрытие, сознательное и добровольное открытие другому своего «Я» как одна из фундаментальных потребностей личности стало предметом специальных психологических исследований только в середине 60-х годов. Вначале ее изучали главным образом количественно, исходя из предположения, что высокое самораскрытие играет положительную, а низкое – отрицательную роль в жизни человека, оно-то и обрекает его на одиночество и другие неприятности.

Известно, что откровенность и доверие большей частью вызывает ответный отклик. Но почему так происходит? Одни психологи объясняли это тем, что доверие вызывает симпатию к тому, кто оказал вам доверие, - отсюда и взаимная откровенность. Другие апеллируют к принципу справедливости, поскольку чужая откровенность считается ценной, человек, выслушавший исповедь другого, чувствует себя обязательным отплатить той же монетой, независимо от своей симпатии к партнеру. Третьи связывают взаимность, главным образом, с механизмами подражания и подкрепления: откровенность является положительным стимулом, на который и реагирует взаимным самораскрытием. Однако и это – только начало сложностей. Ведь самораскрытие в одном случае может быть средством для эмоциональной разрядки, так сказать, «трамвайной откровенностью», в другом – самопознанием, прояснением своих чувств и убеждений. В третьем – вызвано желанием, получить одобрение, в четвертом - способом укрепления личных отношений и т.д. Немаловажен и фактор своевременности. Хотя в принципе откровенность обычно воспринимается положительно, слишком полное или поспешное самораскрытие, не учитывающее особенностей собеседника и приемлемого для него уровня диалога, воспринимается как нарушение интимности, бесстыдности или вторжение во внутренний мир.

В одном психологическом эксперименте людям предлагали выбрать тип личности, с которой они хотели бы совместно работать и проводить досуг. Как правило, независимо от собственных качеств, все предпочли экстравертный, «общительный» тип. Но когда надо было «выбрать» не просто сослуживца или компаньона для пикника, а друга, картина резко изменилась: предпочитали интровертов. Парадоксальная ситуация: существует психологическая предрасположенность к одиночеству, обусловленная устойчивыми свойствами личности, однако, эти свойства, интровертность например, могут и притягивать людей – освобождать именно от «пут одиночества».

По данным Леонарда М. Хоровица, Риты де С. Френч и Кейга А. Андерсона, проводившие исследования среди американских студентов, чаще других одиночество испытывают люди слабые и неуверенные в собственных силах. Вот шесть основных объяснений, приводимых студентами, для объяснения своего одиночества:

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Причины неэффективного руководства спортивной командой
Главную роль в обеспечении психологического поведения и деятельности спортсмена и, конечно же, спортивной команды на различных этапах соревнований играет тренер. Поэтому от него зависит, насколько эффективно будет работать команда, сумеет ...

Дидактические основы активизации учения школьников
Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты. Активация учения школьников не как усиление деятельности, а как м ...

Понятие о мышлении
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения ...