Характеристика детей из неполных семей

Страница 3

К данному виду недостатков характера детей из неполных семей относится пассивность. Понятие "пассивный" в словаре С.И. Ожегова раскрывается как "не проявляющий деятельности, безучастный, безразличный к окружающей жизни", а также "зависящий от деятельности другого, лишенный самостоятельности". В педагогической психологии "пассивный" обычно толкуется как противоположный активному, активный с отрицательным знаком. Изучив соответствующую литературу [3, с, 129], мы пришли к выводу, что основными причинами пассивности ребенка являются пониженная интеллектуальная активность, недостатки физического здоровья, дефекты развития.

Для раскрытия первой причины используется понятие "интеллектуально пассивные дети", оно выражается через следующие психологические особенности:

- недостаточная сформированность интеллектуальных умений и навыков;

- отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности;

- отсутствие познавательного отношения к действительности [14; с. 256].

Основной причиной интеллектуальной пассивности у подростков часто является невозможность проявить в учебе свою активность, самостоятельность, взрослость. Также интеллектуальная пассивность детей может быть результатом болезни или переутомления. Болезнь всегда подрывает физические и умственные силы ребенка, лишает желания чем-либо заниматься. Поэтому вялое поведение ребенка должно серьезно озадачить маму и учителей (воспитателей), заставлять их в первую очередь исключать возможность заболевания. В случае обнаружения болезни надо поставить задачу выздоровления на первое место. Причем важно не только вылечить ребенка, но и существенно его укрепить. Часто пассивность возникает из-за переутомления ребенка. Нередко бывают виноваты и сами члены неполной семьи, которые из лучших чувств побуждают своих детей записываться сразу в несколько кружков. Особенно опасны перегрузки для подростков, в организме которых происходят серьезные изменения. К тому же подростки часто сами переоценивают свои силы. Отсюда усиливается опасность физических и нервных срывов, приводящих в дальнейшем к полной пассивности в отношении учебы и многих других видов деятельности. Отметим, что это нередко случается с подростками, прежде бывшими активными и хорошо учившимися.

Пассивное поведение может быть связано как с неправильным отношением к ребенку, так и с некоторыми психологическими особенностями самого ребенка. Например, при слишком большой опеке детей в неполных семьях нередко вырастают безучастные, вялые, унылые, равнодушные дети, ни к чему активно не стремящиеся. Пассивность также может возникнуть из-за требования безусловного послушания родителю, в этом случае ребенок не стремиться к самостоятельности, активной деятельности. Необходимо отметить, что причины пассивности ребенка могут быть и внутреннего порядка. Одни из них обусловлены неблагоприятным воздействием темперамента ребенка. Так, флегматик нередко бывает инертен, вял, малоподвижен и сонлив. Для преодоления такого состояния важно не только его тормошить, внешне побуждать к деятельности, но и помочь ему формировать внутренние мотивы деятельности: интересы, убеждения, стремления.

Такие черты, как застенчивость, обидчивость и неуверенность в себе тоже будут способствовать возникновению и закреплению пассивности у детей. Из всего выше сказанного следует, что ребенок и подросток должны научиться управлять своей активностью, регулировать ее, вырабатывать у себя это психологическое качество. Данное психологическое качество называется организованностью. Понятия "активный ученик" и "организованный ученик" близки друг другу по содержанию, но не совпадают полностью по объему. Организованный ученик активен, но не всякий активный ученик организован, т. е. умеет управлять своей активностью, держать себя в руках. Дети, которые не умеют управлять своей активностью, относятся к неорганизованным детям.

Таким образом, неорганизованными детьми являются дезорганизаторы, мало организованные, частично организованные и заорганизованные дети. Перевоспитание подобных детей начинают с привлечения к несложным видам общественно-организационной деятельности, постепенно ее, усложняя, обучая целесообразным приемам организаторской работы. Мотивом поведения у дезорганизаторов является желание самовыражения и самоутверждения. У подростков к этому добавляется возрастная особенность – повышенная критичность мышления, переходящая в критиканство. У старшеклассников дезорганизаторское поведение усиливается явлением юношеского максимализма [19; с.44].

В большинстве случаев, малоорганизованные дети не умеют управлять своей активностью. Многие из них импульсивны. Это происходит не только из-за отсутствия у них знаний о навыках организаторской деятельности, но, прежде всего из-за нежелания ограничивать свою свободу какими-либо рамками. Организованность же чаще всего выражается в том, что ребенок хорошо организует свою деятельность. Заорганизованность чаще всего бывает двух видов: внешняя и внутренняя. Внешне заорганизованный ребенок слепо подчиняется установленному в неполной семье порядку. Он лишен самостоятельности и критичности, в трудных жизненных ситуациях не может проявить инициативу, а ждет указаний.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Эйфория и депрессия
Поскольку депрессивная реакция — это основная причина, которая приводит человека к терапевту и которая является его основной жалобой, мы упускаем из виду тот факт, что сама депрессивная реакция является частью цикла, чья кривая может идти ...

Зарождение нового времени
Следующий значительный сдвиг в теории образа был сделан Рене Декартом в XVII столетии. Он был первым философом нового времени, совершившим решительный прорыв в схоластических воззрениях XIII-XIV веков. Идеи, выдвигаемые Декартом в его тру ...

Инновационные конфликты
Руководители организаций, главные специалисты и работники стремятся к обновлению производства, к разработке и внедрению нововведений – производственно-технических, экономических, социальных. Инновации направлены на создание условий для эф ...