Изучение и анализ научной литературы позволяют утверждать, что:
- неоднозначное отношение общественного мнения к неполным семьям заставляет членов этих семей скрывать свои трудности, делает их проблемы более «закрытыми»;
- «закрытость» неполных семей усугубляет проблемы осознания внутрисемейных сложностей, их травмирующих последствий, необходимости «лечения» и подключения к реабилитационным мерам родственников и специалистов;
- нахождение неполной семьи в длительной стрессовой ситуации, которая может начинать развиваться задолго до образования такой семьи (предразводная ситуация, беременность и др.), приводит к дезадаптации ее членов, задерживает развитие личности детей и родителей, затрудняет адаптацию их в постстрессовом периоде;
- неполная семья - «особая» и требует к себе особого отношения со стороны социальных служб, интегрирующих работу по поводу семьи из стрессовой ситуации.
Проблемы неполной семьи приобретают глобальный характер и требуют к себе пристального внимания со стороны государства. В последнее время все более возникает необходимость разработки комплексных мер по «профилактике» нарушений традиционных семейных отношений, какими и являются неполные семьи.
Таким образом, мы можем предложить, что именно неполная семья обладает всеми признаками не только «дисфункциональности», но и более серьезного «заболевания», последствия которого плохо осознаются всеми участниками взаимодействия и поэтому трудно прогнозируемы. Неполной семье необходим не только социальный патронаж или психологическое сопровождение, а именно «лечение», которое можно было бы назвать «социальной терапией». Этот процесс, по нашему мнению, может включать такие направления работы, как:
- «присоединение» к жизни семьи, как при непосредственном обращении, так и в превентивном порядке, вовлекая их в этот процесс через психолого-педагогические службы системы образования, социальной защиты и общественные формирования;
- Изучение «глубинных» личностных и социальных причин, приведших к сложившемуся положению;
- Организация сети социального взаимодействия, привлечение родственников, специалистов и самих членов семьи к процессу выхода из стресса;
- Социальную реабилитацию с использованием групповых форм работы (клубные формы, тренинги в режиме дебрифинга).
Организовав именно такой процесс, можно более глубоко и системно изучить последствия воспитания детей в неполной семье; состояние личности в постстрессовом периоде и последствия для ее развития при длительном пребывании в стрессовой ситуации; разработать комплекс мер по выводу членов неполной семей из стресса.
Исследование уровня агрессивности у мальчиков из полной и неполной семьи показало, что существует прямая взаимосвязь агрессивного поведения детей и социального положения семьи, в которой они воспитываются. Дети из неполной семьи имеют высокий уровень агрессивности.
Особенности семей агрессивных детей следующие:
1. В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.
2. У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило, очень жесткий отец (не живущий с семьей) и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.
Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, - это:
- физические наказания;
- угрозы;
- лишение привилегий;
- введение ограничений и отсутствие поощрений;
- частые изоляции детей;
- сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.
Причем сами родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.
Анализ психолого-педагогической литературы и собственное исследование показало, что мальчики из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более высокий уровень агрессивности, низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.
Еще по теме:
Влияние детско-родительских отношений на личностные характеристики
сиблингов
Сиблинговые исследования являются одним из самых информативных методов изучения влияния средовых компонент на вариативность личностных характеристик в генетике поведения. Показано, что особо мощное воздействие на вариативность личностных ...
Трансцендентная
болезнь
С конца 20-х гг. параллельно с психоанализом развивается специфическое направление психосоматической медицины, называемое «антропологическим» или «персоналистической медициной». Сторонниками данного подхода, методологическим основанием ко ...
Проявление застенчивости и ее влияние на психику человека
Проявляется застенчивость по-разному. Очень много общего в проявлении застенчивости с проявлением растерянности и напряжения. Поэтому все они объединяются в одну группу, называемую в психологии эмоциональными нарушениями деятельности [7, ...
Навигация