Формирующая сила культурных ожиданий проявляется в наших представлениях о том, как должны себя вести мужчины и женщины. Даже в современном североамериканском браке, где оба супруга работают, мужчины выполняют большую часть ремонтных работ по дому, а женщины преимущественно заботятся о детях. В Соединённых Штатах в высшем руководстве тысячи крупнейших компаний женщин всего 3%, в Морском корпусе -4%, но 97% сиделок и 99% секретарей – женщины. Во всех странах девочки проводят сравнительно много времени за такими занятиями, как помощь родителям по дому и присмотр за маленькими детьми, а мальчикам чаще позволяют играть без надзора взрослых.
Можно сказать, что гендерная социализация даёт девочкам “корни”, а мальчикам - “крылья”. За последние полстолетия в детских книгах, удостоенных премии Калдекотта, девочки в четыре раза чаще мальчиков изображались как использующие предметы домашней утвари ( швабры, швейные иголки, кастрюли и сковородки ), а мальчики в пять раз чаще девочек пользовались инструментами ( такими как вилы, плуг, оружие). В результате, когда дети вырастают и становятся взрослыми, имеет место следующее: “повсеместно”, как сообщает ООН (1991), женщины выполняют большую часть домашней работы. И “повсеместно такие домашние обязанности, как приготовление еды или мытьё посуды, являются менее всего разделяемыми”. Из подобных поведенческих ожиданий формируются “гендерные роли” для мужчин и женщин.
В эксперименте со студентками Принстонского университета Марк Занна и Сюзан Пак продемонстрировали воздействие ожиданий, связанных с гендерными ролями. Студентки заполняли опросник, в котором описывали самих себя для высокого неженатого мужчины, старше их, с которым они предположительно собирались познакомиться. Те, кто решил, что идеал для такого мужчины – женщина, ориентированная на семью и почтительное отношение к мужу, приписывали себе более традиционные женские качества, нежели те, кто предполагал встретиться с мужчиной, предпочитающим сильных честолюбивых женщин. Более того, в тесте на решение задач студентки, ожидавшие встретить гендерного либерала, в большей степени раскрыли возможности своего интеллекта. Они решили задач на 18% больше, чем студентки, ориентированные на мужчину с традиционными взглядами. Эта приспособляемость к идеалу мужчины оказывалась выражена в значительно меньшей степени, если мужчина описывался как менее привлекательный – невысокий и уже имеющий подругу первокурсник. В аналогичном эксперименте Дина Морьера и Кары Серой мужчины также подстраивали описание самих себя под предполагаемые гендерно-ролевые ожидания привлекательной женщины.
Но культура ли порождает гендерные роли? Или же эти роли просто отражают поведение, естественно присущее мужчинам и женщинам? Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствуют в пользу того, что наши гендерные роли действительно формируются культурой. ([4] стр. 259 - 260)
Должны ли женщины выполнять работу по дому? Должны ли они быть больше озабочены карьерой мужа, нежели своей собственной? Джон Уильямс, Дебра Бест и их коллеги задали эти вопросы студентам университета -представителям 14 разных культур. За редким исключением, у студенток оказались несколько более эгалитарные взгляды, чем у их сокурсников. Но различия между странами оказались существенно глубже. Студенты из Нигерии и Пакистана, например, имели намного более традиционные взгляды относительно различных ролей для мужчин и для женщин, чем студенты-датчане и немцы.
В нормадических культурах (культурах кочевников и собирателей) образование мальчиков и девочек практически одинаково, поскольку мужчины и женщины выполняют почти одну и ту же работу. В земледельческих обществах гендерные роли более дифференцированы: женщины работают в поле и сидят с детьми, в то время как мужчины могут пойти, куда сочтут нужным. В индустриальных обществах роли чрезвычайно разнообразны (см. приложения стр.35, рис.2). Среди руководителей в Южной Корее женщины составляют только 2%, в США – 17%, в Австрии – 28%, в Швейцарии – 48%. В Северной Америке большинство врачей и дантистов – мужчины; в России большинство врачей - женщины, как и большинство дантистов в Дании. ([4] стр. 260 - 261)
Еще по теме:
Описание экспериментальной выборки и методов исследования
Определить боящегося ребенка обычно не составляет труда. Об этом мы уже не раз говорили, подчеркивая напряженность и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. В последнем случае ...
Феминизм
В определенном смысле перспектива зарождения феминизма существовала всегда. Где бы и когда женщины ни находились в подчиненном положении, в той или иной форме они всегда протестовали против сложившейся ситуации. Предвестников феминистског ...
Анализ результатов
Анализ результатов осуществлялся как качественно (содержательно анализировались ответы каждого испытуемого индивидуально), что позволяет проследить особенности представления себя другим, так и количественно (анализировалась частота ответо ...
Навигация