Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Высокий уровень гибкости мышления – явление редкое, поэтому его наличие свидетельствует об исключительности одаренных детей.
Легкость генерирования идей («продуктивность мышления») очень близко к гибкости мышления, но характеризует несколько иную грань одаренности.
Легкость ассоциирования – способность выработки обобщенных стратегий на основе выявления скрытых связей и отношений. Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его нормальные сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями, которые могут носить нетрадиционный характер.
Кроме того, учеными отмечены такие характеристики познавательной сферы, как способность к прогнозированию, оценке, высокая концентрация внимания, отличная память, устойчивость, широта интересов и склонностей.
К особенностям психосоциального развития относятся: эгоцентризм, повышенная уязвимость эмоциональной системы, склонность к лидерству, соревновательности, стремление к самоактуализации, перфекционизму, социальная автономность, ярко выраженное чувство юмора.
Самоактуализация – стремление раскрыть свой внутренний потенциал, по мнению К. Гольстейна и К. Роджерса, является главным побудительным мотивом творчества. Ростки данного стремления проявляются уже в детстве и должны поддерживаться и формироваться. Такое свойство личности, как эгоцентризм наиболее реально проявляется в познавательной сфере. Его не следует относить к числу негативных качеств, поскольку в данном случае эта особенность в основном преодолевается со временем.
Итак, известный исследователь проявлений детской одаренности Н.С. Лейтес определяет признаки одаренности – особенности ребенка, которые выделяют его, в чем-то поднимают над общим уровнем. Это, прежде всего, повышенная расположенность к усвоению, творческие проявления, необычные достижения в каких-нибудь видах деятельности, что и было рассмотрено в этом разделе. В основе таких проявлений не только более благоприятные внутренние предпосылки развития, но и внешние факторы, определяющие развитие тех или иных способностей ребенка. Этой проблеме посвящен следующий пункт работы.
Еще по теме:
Принципы юридической психологии
В основе системы научного знания, как известно, лежат определенные принципы, т.е. основные положения, позиции, которые определяют методические подходы к проведению исследований, объяснению наблюдаемых феноменов, обработке и трактовке резу ...
Виды малых групп
При характеристике процессов, связанных с образованием малых групп, следуя принятому принципу, будем иметь в виду лишь процесс образования реальных естественных малых групп. Поскольку они существуют в самых различных сферах общественной ж ...
Понятие «гендера»
Термин «гендер» (от английского «gender» - «пол», «род») утвердился в научных источниках некоторых стран мира (преимущественно англоязычных) в 60-е годы ХХ века, однако в самой Великобритании, во Франции и во многих восточноевропейских ст ...
Навигация