Факторы, влияющие на развитие детской одаренности

Информация о психологии » Проблема детской одаренности » Факторы, влияющие на развитие детской одаренности

Страница 2

Успехи в развитии этого направления исследований позволяют на новом уровне поставить вопрос о роли семьи в развитии одаренности у детей. Экспериментальные исследования влияния родителей на особенности развития их детей касаются главным образом изучения связи самооценки, успехов детей в той или иной области, их представлений о способностях с социальными ожиданиями родителей. Факты, полученные в результате исследований, свидетельствуют о роли семейных представлений об «идеальной» модели обучения на развитие мотивационно-личностных установок ребенка, способствующих или препятствующих развитию одаренности у детей.

С точки зрения педагогики средовая вариативность показателей интеллекта связана преимущественно с вариативностью внутрисемейной среды. По отношению к ней внешняя, культурная среда выступает как общий фон развития. Таким образом, наибольшее влияние из всех социальных факторов оказывает «внутрисемейная среда»: домашняя обстановка в целом, предметно-пространственное окружение, характер отношений с членами семьи.

О.М. Дъяченко предложила учитывать в качестве дополнительного фактора, обеспечивающего развитие одаренности, реализацию способностей в конкретных детских деятельностях. Модель развития одаренности была представлена ею в виде трех блоков.

Первый блок – это мотивация к соответствующему виду деятельности. В случае умственной одаренности – это познавательная активность, которая носит продуктивный характер и подключена к целостному опыту ребенка. Второй блок – операционный, характеризуемый через понятие способностей, которые в дошкольном возрасте определяются уровнем наглядного моделирования (познавательные способности) и уровнем развития продуктивного воображения (творческие способности). Третий – блок реализации, который предполагает наличие возможности воплотить в реальность свои достижения, оформить результаты решения и т.д. У дошкольников данный блок характеризуется возможностями проявления собственной субъективности в различных видах детской деятельности.

Как известно, дошкольный возраст – возраст игры. Данные исследований показывают, что решающее влияние на обогащение содержания детских игр оказывают организованные и тщательно продуманные взрослыми наблюдения окружающей жизни. Игровая форма занятий в соответствии со стремлениями дошкольника, например в приобщении к миру музыки, помогает развивать дарование ребенка, а умелое сочетание методов руководства игрой максимально способствует развитию творческой одаренности ребенка. В настоящее время доказана тесная взаимосвязь развития способностей с позиции эмоций, которые вызывают у ребенка интерес к деятельности. Ни в какой другой детской деятельности эмоциональный опыт так успешно не накапливается, как в игре. Кроме того, игра может выступать эффективным средством профилактики и коррекции таких личностных проблем одаренного ребенка, как тревожность и агрессия, а также выступать главнейшим фактором развития детской креативности (творческости).

Итак, на развивающуюся личность оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Сглаживая их отрицательные и усиливая положительные влияния, можно добиться максимального развития природных задатков, раскрытия потенциала развивающейся личности. Для каждого ребенка должна быть найдена такая область деятельности, такие способы воспитания и обучения, такой подход к взаимодействию, при которых будут обнаруживаться положительные стороны его индивидуальных способностей.

Страницы: 1 2 

Еще по теме: