Методика изучения застенчивости в подростковом возрасте

Информация о психологии » Проблема застенчивости в подростковом возрасте » Методика изучения застенчивости в подростковом возрасте

Страница 1

Застенчивость – явление очень распространенное, особенно в подростковом возрасте. Это связано с физиологическим изменениями, происходящими в этом возрасте, особенностями формирования личности, становления «Я-концепции», динамики самооценки.

По мнению многих исследователей в подростковом возрасте застенчивость больше наблюдается у девочек нежели у мальчиков. Так например, Зимбардо приводит данные, которые свидетельствуют о том, что в подростковом возрасте застенчивости подвержены больше девочки, чем мальчики. Среди учеников четвертых-шестых классов количество тех, кто в настоящий момент является застенчивым, составляет 42%. Мальчики и девочки склонны оценивать себя примерно одинаково. А вот среди учащихся седьмых и восьмых классов этот показатель возрастает до 54%, преимущественно за счет девочек.

Цель нашего исследования установить кому больше свойственна застенчивость в подростковом возрасте: девочкам или мальчикам, а так же изучение особенностей протекания этого явления у подростков обоих полов.

Для изучения застенчивости в подростковом возрасте была выбрана Стенфордский опросник застенчивости. Методика приведена в книге: Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). – СПб: Питер Пресс, 1996. Экспериментальную выборку составили учащиеся 8-9 классов средних школ города Калуги.

Экспериментальная выборка составила 48 человек: 26 девочек и 22 мальчика.

Опросник состоит из 44 вопросов, с определенными вариантами ответов. Опросник состоит из таких вопросов как, «считаете ли вы себя застенчивым человеком?», «всегда ли вы были такими?», «был такой период, когда вы считали себя застенчивым?», «насколько сильна ваша застенчивость?», «какие причины вашей застенчивости?», «в каких ситуациях проявляется застенчивость?», «какие физиологические реакции характерны для вас?», «какие люди влияют на вашу застенчивость в большей степени» и др.[приложение 1]

Вопросы данной методики дают возможность наиболее полно изучить проявление застенчивости девочек и мальчиков, типы людей, вызывающие застенчивость у подростков, причины застенчивости.

В исследовании приняло участие 48 учащихся (26 девочек и 22 мальчика) 8-9 классов средних школ г.Калуги. В результате обработки 2 анкеты были отнесены к разряду неинформационных. Среди всех учащихся считают себя застенчивыми 18 человек (39%), 26 человек (57%) считают себя незастенчивыми, 2 человека (4%) затруднились ответить на этот вопрос.

Из всех учащихся, которые считают себя незастенчивыми все 26 человек признались, что было такое время или ситуация в их жизни, когда они были застенчивыми. Из всех застенчивых учащихся 18% считают себя застенчивыми в такой же степени как и окружающие их люди.

Значительных различий в физиологических реакциях в ситуации застенчивости у девочек и мальчиков обнаружено не было. В качестве основных реакций были выделены: сильное сердцебиение, учащение пульса, дрожание рук, повышенная потливость, покраснение лица и слабость. Если оценить силу застенчивости, то было выяснено, что людьми чаще владеет легкое смущение. Результаты показали, что у большинства не всегда получается это скрывать. Застенчивость проявляется в таких действиях как молчание, избежание, что-либо делать, неспособность смотреть в глаза. Также существуют ситуации и виды деятельности, вызывающие застенчивость. Для девочек это ситуации общения наедине с представителем другого пола, а для мальчиков когда их оценивают. В качестве основных мыслей характерных для переживания застенчивости чаще вызываются мысли о том: "как меня оценивают другие", "какое я произвожу впечатление", негативные мысли о себе и о своем поведении.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Особенности применения психологом нервно-мышечной релаксации
Существуют достаточные эффективные способы снижения уровня нервного психоэмоционального напряжения человека путем полного расслабления (релаксации) мышц тела. Начало их научной разработки было положено Э. Джекобсоном, предположившим, что ...

Коммуникация в организации. Метод диагностики взаимоотношений
Коммуникацию обычно понимают в широком и в узком смыслах. Коммуникация в широком смысле - это передача информации от одного индивида к другому, обмен мыслями или информацией для обеспечения взаимопонимания. В узком смысле коммуникация рас ...

Процесс половой социализации в современных условиях
Родители, несомненно, являются первыми, кто прививает ребенку существующую в их среде психосексуальную культуру. Культурные стереотипы, существующие в обществе, их собственный опыт подсказывают родителям, каким должен быть мальчик и какой ...