Применение интеллектуальных тестов в зарубежной психологии на современном этапе

Информация о психологии » Проблема исследования интеллекта » Применение интеллектуальных тестов в зарубежной психологии на современном этапе

Страница 5

Обобщение. Испытуемому предлагают два слова. Нужно определить что между ними общего (найти более существенные признаки для обоих слов) и записать это понятие в бланк для ответов.

Дождь-град. Правильный ответом будет слово "осадки".

Логические схемы. Испытуемому предлагается расположить в логическую схему от общего к частному несколько понятий. То есть требуется построить "дерево" логических отношений, обозначив место каждого понятия соответствующей буквой, а отношения между ними - стрелкой.

а) такса; б) животное; в) карликовый пудель; г) собака; жесткошерстная такса; е) пудель.

Животное

Собака

Пудель такса

Карликовый жесткошерстная

Пудель такса

Числовые ряды. Предлагают числовые ряды, расположенные по определенному правилу. Необходимо определить два числа, которые были бы предположением соответствующего ряда.

2 4 6 8 10 12?

В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего. Поэтому следующие числа будут 14 и 16.

Геометрические фигуры. Этот субтест диагностирует особенности пространственного мышления испытуемых и включает разнообразные задания на понимание чертежей, определение геометрических фигур по разверткам и др.

Проведение теста занимает около 1,5 часа. Тест проведен на надежность и валидность.

В рамках концепции социально-психологических норматива был также сконструирован Тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ) (

авторы Е.М. Борисова, В.П. Арсланьян), относительная особенность которого состоит в том, что с его помощью можно оценить уровни развития как наглядного, так и вербального мышления. При этом в обоих видах мышления измеряются одни и те же логические операции: аналоги, классификации, обобщения.

Первый блок (вербальный) включает субтесты, направленные на выявления особенностей словестно-логического понятийного мышления (разработаны два варианта А и Б). Задания состояния из вербального и числового материалов. В блок входят следующие субтест: "Осведомленность", "Квалификация", "Аналоги", "Обобщения" и два математических субтеста.

Второй блок из субтестов, направленных на выявление особенностей невербального мышления, так как развитие в данный образовательно-возрастной период характеризуется переходом от наглядно-образного к словесно-логическому, рассуждающему мышления. Задания подобраны таким же образом, как и в первом блоке, но состоят из карточек с изображениями предметов, животных, растений, геометрических фигур, явлений природы и т.д. В этот блок входят следующие субтесты: "Классификация", "Аналогии", "Обобщения", "Последовательные картинки", "Геометрические аналоги".

Надежность теста определилась повторным тестированием через 3 месяца. Коэффициенты ранговой корреляции располагаются в пределах 0,5 до 0,8 - вербального блока и от 0,52 до 0,84 - для невербального.

Определялся ещё один вид надежности - гомогенность, т.е. вычислялись коэффициенты попарно корреляции задания, которые составляли от 0,88 до 0,92 - вербального блока и от 0,79 до 0,87 - для невербального.

Теоретическая валидность (которая определялась сопоставление успешности по данному тесту с групповым интеллектуальным тестом ГИТ) оказалось равна 0,75, а практическая (определяемая сопоставлением результатов теста со школьной успеваемостью) - 0,53 (для невербального теста) и от 0,5 до 0,69 - для вербального.

Еще один Тест умственного развития подростков (ТУРП),

предназначенный для диагностики учащихся III-V классов, разработан Л.И. Тепловой. Поскольку содержание учебной деятельности младшего подростка составляют не только понятия, но и образы, представления, в тест были введены и задания невербального характера. Построенные на математическом содержании, они включали образы геометрических тел, математические символы и схемы. В заданиях, использующих содержание русского языка, включены схемы слов, предложений, словосочетаний.

Таким образом, все описанные отечественные тесты умственного развития имеют хорошие психологические характеристики, что позволяет считать их объективными инструментами психологическими, полезными в работе школьного психолога.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще по теме:

Языковые детерминанты личности
Все испытуемые в среднем дают 11-12 высказываний субъективного и объективного характера относительно своего «Я». В их содержание входят параметры, которые можно подразделить на основные категориальные группы: социальные параметры (социаль ...

Причины неэффективного руководства спортивной командой
Главную роль в обеспечении психологического поведения и деятельности спортсмена и, конечно же, спортивной команды на различных этапах соревнований играет тренер. Поэтому от него зависит, насколько эффективно будет работать команда, сумеет ...

Сознание субъекта.
Всякая деятельность исходит от личности как ее субъект и, таким образом, на каждом данном этапе личность является исходным, начальным, психология личности в целом может быть лишь итогом, завершением всего пройденного психологическим позна ...