Юнг подчеркивал, что основную роль в психологии должно играть изучение эмоций: «Только психология стала наукой, принимающей во внимание фактор ценности (т.е. чувства), потому что именно чувства связывают жизнь с тем, что происходит в психике. Психологию часто обвиняют, что в этом смысле она не наука; но тем, кто ее критикует, не удается понять научную и практическую необходимость того, почему стоит придавать значения чувству». [27, с. 115]
Другим, не менее известным учеником Фрейда, но отошедшим от него был А.Адлер. Он подчеркивал, что основное в человеке – общественное чувство – «чувство общности» или социальный интерес. Согласно этому, Адлер уделял внимание двум видам эмоций: не связанным с обществом, которые относятся к достижению индивидуальных целей, и связанным с обществом, которые способствуют социальному взаимодействию. Не связанные с обществом эмоции (гнев, страх, отвращение) направлены на качественные изменения в жизни человека, даже за счет других людей, так как они являются результатом ощущения неудавшейся жизни и собственной несостоятельности. Социально ориентированные эмоции – радость, смех, симпатия – «чистейшее выражение социального интереса». [27, с. 138]
По Адлеру, выраженность социального интереса – показатель психического здоровья. Кроме этого, Адлер полагал, что источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности является чувство неполноценности, которое в своих крайних формах заставляет человека стремиться к превосходству над другими, чтобы почувствовать свою значимость, компетентность, ценность, самодостаточность.
Карен Хорни – видный представитель неофрейдизма, описывала эмоциональное благополучие как «состояние внутренней свободы», при котором «все способности человека полностью востребованы». [27, с. 152]
Под состоянием внутренней свободы Хорни понимала освобождение от чувства тревоги, вызванной ощущением опасности, сознанием того, что тебя не любят и не ценят. Базальная тревога – основополагающая концепция Хорни, вынуждает человека отказываться от своих истинных чувств и тщательно разрабатывать стратегии психологической защиты, которые отдаляют его от истинных симпатий, антипатий, опасений и желаний. По утверждению Хорни, укоренения базальной тревоги в детстве полностью зависит от отношения родителей к ребенку. Если родители дарят любовь, заботу, тепло и ласку, максимальное количество положительных эмоций, то в дальнейшем у ребенка не сформируется базальное чувство враждебности. К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, проявляются в отношениях с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. [28, с. 257]
Г.С. Салливан – неофрейдист – считал, что с самого рождения человек нуждается в ласке, нежности, любви и стремится избежать тревоги и беспокойства, которые доставляет ему внешний мир. Это стимулирует человека к взаимодействию с другими людьми и к построению межличностных отношений.
Еще по теме:
Характеристика психических травм и последствий их перенесения
Шоковая психотравма. Указанная разновидность межличностных конфликтов характеризуется большой силой и внезапностью действия. Она, как писал известный советский психиатр В. В. Ковалев (1979), обычно связана с угрозой жизни или благополучию ...
Понятие и структура сознания
Сознание - специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности. Идеалистическая философия истолковывает сознание как нечто, не зависящее от объективного мира и созидающее его.
Объективный идеализм ( ...
Отрасли психологии.
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а ...
Навигация