Гуманистическое направление

Страница 1

Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, чувства, поступки и слова которой расходятся между собой, то гуманистическая психология, напротив, изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины своего развития, вершины «самоактуализации». Внутренний мир человека, его мысли, чувства и эмоции для гуманистов не есть прямое отражение действительности, каждый воспринимает и интерпретирует объективный мир по-своему. Роджерс полагал, что человек с рождения движим потребностью развиваться и улучшаться. При этом Роджерс признавал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы, когда они ведут себя вопреки своей природе. [25, с.87] Люди положительно оценивают те переживания, которые они воспринимают как содействующие их личностному росту. И люди избегают и оценивают негативно те переживания, которые препятствуют их самоактуализации. Роджерс ввел термины: конгруэнтность - соответствие переживания его настоящему содержанию, и неконгруэнтность – неспособность точно воспринимать реальность, неспособность или нежелание точно сообщить свои чувства другому. Когда несоответствие проявляется в несовпадении переживаний и их осознании, то Роджерс называет это подавлением или отрицанием, мешающим правильно осознать и в итоге решить свои проблемы. Преодоление этих психологических механизмов защиты помогает достичь конгруэнтных истинных переживаний. [27, с.374-375]

В гуманистической модели личности Роджерса основными концептуальными блоками выступают: реальное Я – совокупность мыслей, чувств, переживаний «здесь и сейчас»; идеальное Я – совокупность мыслей, чувств, переживаний, которые человек хотел бы иметь. [20, с.279]

Чем больше Я-реальное приближено по своим параметрам к Я-идеальному – тем выше степень конгруэнтности. При сильных и длительных расхождениях между компонентами Я-реального и Я-идеального возникают эмоциональные и психологические проблемы.

По мнению Роджерса, здоровый, полноценный человек понимает и осознает свои эмоции, независимо от того, выражает он их или нет. Именно поэтому Роджерс считал первой и главной характеристикой эффективно живущего человека – открытость переживанию с полной осознанностью самых глубоких мыслей и чувств.

Гуманистическая теория личности А. Маслоу основана на мотивации и иерархии потребностей человека. Согласно автору, негативные эмоции и чувства людей являются результатом фрустрации, неудовлетворенных основных потребностей. По Маслоу, иерархия потребностей строится следующим образом: физиологические потребности, потребности безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения, потребности личного самосовершенствования. При этом Маслоу выделяет дефицитарную и бытийную мотивации, а также метамотивацию. Дефицитарная мотивация связана с голодом, болью, страхом, при ее удовлетворении возникает бытийная мотивация, направленная на получение удовольствия и удовлетворения в настоящее время. Метамотивация способствует поиску положительной цели, позитивных переживаний и чувств в будущем. С метамотивацией непосредственно связаны вершинные переживания-«обобщение лучших моментов человеческого существования, счастливейших моментов жизни, экстаза, величайшей радости, блаженства». [27, с.410] По утверждению автора, события, которые вызывают вершинные переживания, могут быть не только радостными, но и трагическими (смертельная опасность, тяжелая болезнь, глубокая депрессия). Результатом вершинных переживаний является существенное изменение отношения к себе, другим людям, жизни, миру. Маслоу настаивал, что для самосовершенствования необходимы положительные эмоции и призывал психологов к серьезному изучению воздействия эмоций на человека. Он считал, что отрицательные эмоции и внутренние конфликты забирают энергию человека, препятствуя тем самым его эффективному функционированию и самосовершенствованию.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Преодоление иждивенческой позиции воспитанников детского дома
История создания и развития учебных заведений интернатного типа в России и за рубежом дает основание для различных мнений о целесообразности воспитания детей в отрыве от семьи и порождает вопрос об особенностях формирования личности и пов ...

Половые различия в способностях
В среднем, мальчики превосходят девочек не только мускульной силой, но также скоростью и координацией крупных телесных движений. В младенческом возрасте это неощутимо. В обширных наблюдениях детей дошкольного возраста обнаружено, что маль ...

Личные гендерные установки женщин с гомосексуальной идентичностью
У каждой отдельной женщины с гомосексуальной идентичностью гендерные установки могут формироваться индивидуально. Это может быть присваивание общественных стереотипов, например, подражание моде или открытый протест, конструирование субкул ...