Отечественные ученые о проблеме эмоций

Страница 4

Другой видный представитель психологической теории деятельности А.Н. Леонтьев считал, что эмоции, субъективно отражая информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, объективных ситуациях, в которых осуществляется деятельность человека, также непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Леонтьев А.Н. дифференцировал эмоциональные явления на следующие подклассы: аффекты и страсти, собственно эмоции и чувства, которые, по его мнению, отличаются друг от друга функционально и генетически, а также разной связью со структурой деятельности, которую они регулируют. В отличие от аффектов, эмоции имеют идеаторный характер и способны регулировать деятельность в соответствии с предвосхищаемыми обстоятельствами. [14, с.161] Кроме этого, эмоции релевантны именно деятельности, а не отдельным актам и действиям, эмоции могут обобщаться, образуя индивидуальный эмоциональный опыт. По мнению Леонтьева, эмоции – это широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности, играющий роль ориентирующих субъективных сигналов. [14, с.164] Простейшие эмоциональные процессы, согласно автору, являются врожденными и выражаются в двигательных, органических и секреторных изменениях. В процессе развития человека эмоции отходят от инстинктов и приобретают сложнообусловленный характер, дифференцируются и образуют разнообразные виды высших или социальных чувств. А.Н. Леонтьев, разделяя эмоции и аффекты, писал, что первые воспринимаются субъектом как состояния моего «я», вторые – как состояния, происходящие во мне. [14, с.165] К общепринятым определениям аффектов и эмоций Леонтьев добавил, что аффекты возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события, в то время как эмоции предвосхищают события. Кроме этого, аффективные комплексы при определенных условиях могут полностью вытесняться из сознания, а при частом повторении ситуаций, вызывающих отрицательные аффективные состояния, это приводит к аккумуляции аффекта, которая может вылиться в «аффективный взрыв». В отличие от аффектов, эмоции являются более длительными состояниями, не всегда проявляющимися во внешнем поведении, имеют ярко выраженный ситуационный характер, а также могут возникнуть как реакция на аффект. Леонтьев также четко разделял эмоции и чувства, отмечая что эмоция носит ситуативный характер, т.е. выражает субъективное оценочное отношение к существующей или прогнозируемой ситуации, а также к своей деятельности в этой ситуации, в то время как чувства носят отчетливо выраженный предметный характер. Чувства – это устойчивые эмоциональные отношения. Существенно и то, с точки зрения Леонтьева, что эмоции и чувства могут не совпадать, но даже противоречить друг другу (например, по отношению к горячо любимому человеку мы можем испытывать гнев, раздражение или неудовольствие в определенных ситуациях). Именно поэтому Леонтьев со скепсисом относился к такому понятию, как «амбивалентность эмоций». По Леонтьеву, чувства образуют ряд уровней, начиная от простых чувств к конкретному объекту или предмету, и заканчивая высшими социальными чувствами, связанными с общественными ценностями и идеалами и являющимися продуктом жизни человека в обществе, общения с другими и воспитания.

Немалый вклад в понимание эмоций внес замечательный отечественный психолог Вилюнас В.К. По его утверждению, любое эмоциональное явление – это единство специфического субъективного переживания и некоторого отражаемого содержания. Эмоциональные процессы и состояния, рассматриваемые изолированными, не обнаруживают признаков, позволяющих их четко идентифицировать и классифицировать. При этом, деятельность представляет собой сферу, в которой эмоциональные явления обнаруживаются. [6, с. 4] В.К.Вилюнас в своих работах обосновал невозможность существования эмоций без познавательных процессов, так как благодаря взаимодействию с восприятием, памятью, вниманием эмоции выполняют оценивающую и побуждающую функции. Также, в зависимости от познавательного содержания психического образа, эмоции выделяют цели и побуждают человека к соответствующим действиям. Основываясь на этих положениях, автор предложил свою классификацию эмоций по их познавательной составляющей. Согласно этой классификации, любой предмет познавательного процесса (восприятия, памяти, мышления) выступает как объект эмоционального переживания. Ученый убежден, что знание функций эмоций по отношению к познавательному содержанию позволит экспериментально изучать эмоции через анализ познавательных процессов. Вилюнас В.К. объясняет это положение тем, что познавательные процессы, которые эмоционально переживаются, имеют ряд динамических отличий от эмоционально слабо окрашенных. К этим отличиям относятся темп, скорость, продуктивность познавательных процессов. Изучение именно этих характеристик когнитивных процессов позволит судить об эмоциональных процессах и состояниях, определяя характеристики самих эмоций: знак (положительный или отрицательный) и интенсивность (сильная или слабая).

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Основные составляющие детской одаренности
Некоторые ученые и в наше время, как когда-то Ф. Гальтон, под одаренностью понимают генетически обусловленный компонент способностей. Если рассуждать формально, то эту точку зрения можно считать верной. Нельзя не отметить, что корень слов ...

Механизмы формирования личности.
Несмотря на крайнюю важность этого вопроса и для теории личности и для практики воспитания, он разра­ботан еще далеко не достаточно. Тем не менее, ряд важных механизмов в психологии выявлен и описан. Остановимся прежде всего на тех, кото ...

Организация кабинета психологической релаксации
В пенитенциарных учреждениях организуются кабинеты по психоэмоциональной релаксации сотрудников. Это обуславливается спецификой деятельности, которая сопряжена с условиями повышенных эмоциональных нагрузок. Воздействие стрессовых ситуаций ...