Другой разновидностью той же трактовки поведения является теория политического обмена
(П. Блау), согласно которой разные участники политического процесса вступают в него, соревнуясь друг с другом, как это происходит и в экономике: кто больше вносит средств, времени, сил, тот может рассчитывать на получение от политики большего вознаграждения. Само политическое поведение рассматривается в качестве результата рациональных решений о том, что индивиду более выгодно. Она рассматривает человека как исключительно «рыночное существо», оставляя без внимания его эмоциональные порывы и стихийные поступки, не говоря уже о ценностях и взглядах.
Для теоретиков конфликта
(Г. Экстайн) характерно представление о политическом поведении как обреченном на конфликт, либо внутри-, либо внешнеполитический. Конфликт и согласие рассматриваются как два нормальных состояния человеческого существования.
В целом в политической науке под термином «политическое поведение»
понимают как действия отдельных участников, так и массовые выступления, как активность организованных субъектов власти, так и стихийные действия толпы, как акции в поддержку системы, так и направленные против нее. Более того, голосование «против» или неявка на выборы также трактуются как формы политического поведения.
Независимо от того, каким термином пользуются психологи, они различают три формы проявления человеческой активности: инстинктивную, навыки и разумную. Эта психологическая классификация форм деятельности полезна и в описании политики.
Инстинктыпредставляют собой врожденные модели поведение детерминированные биологически и задающие направление энергии поведения. Хотя между психологами нет единства в вопросе том, каковы границы действия инстинктов у человека, но общепризнанно сегодня положение об инстинктивном характере. В политике мы находим проявление всех человеческих инстинктов, от агрессивности до жадности и от солидарности до самосохранения. Собственно инстинктивная основа поведения в политике объясняет прежде всего направление энергии тех или иных поступков, которые далеко не всегда осознаются самим человеком.
Так, инстинкт самосохранения толкает политиков на борьбу за власть и объясняет некоторые нерациональные поступки с точки зрения здравого смысла.
Жестокость, насилие, агрессия и противоположные им - апатия, регрессия, подчинение, трактуются как реакция на события, в которых действует политик.
Второй формой поведения являются навыки
. В отличие от врожденных инстинктов большая часть проявлений человеческого поведения является результатом прижизненного научения. Навыков требует поведение государственного деятеля и обычного избирателя, партийного функционера и сторонника движения. Говоря о политических навыках, мы имеем в виду определенные умения,
требующиеся для выполнения своих ролей и функций любым участником политического процесса, привычки,образующиеся у граждан в определенной политической культуре, стереотипы,являющиеся следствием повторения определенных политических действий и упрощающие принятие решений.
Политические умения, или компетентность, предполагают, что гражданин знает, что он должен делать в своей политической роли и как добиться желаемого им результата.
Разумные действия
— третья форма поведения, в политике, как и в других сферах деятельности, можно оценивать по-разному. Одним из критериев разумности может быть эффективность (сравнение цели с результатом). Другим — степень осознанности политических действий. Третьим — соответствие высшим ценностям, поставленным во главу угла проводимой политики. Однако как бы ни оценивать эту форму политического поведения, главной ее характеристикой, отличающей от двух предыдущих, является выраженное целеполагание.
Основные элементы политического поведения:
Потребности.
В политике действуют обычные человеческие потребности, среди которых можно встретить и любопытство, и стремление к свободе, и необходимость удовлетворить голод и иные материальные нужды. Политический психолог из Санкт-Петербурга А. И. Юрьев предлагает такую классификацию потребностей применительно к политическому поведению (табл. 1).
Таблица 1
Классификация потребностей, определяющих политические явления
Потребность в сохранении жизни |
Потребность в продолжении рода |
Потребность в сотрудничестве |
Потребность в ориентации |
Безопасность, защита от боли, страха, гнева |
Любовь, нежность, признание, голод, жажда |
Самоактуализация, самоуважение, достижение самоидентификации |
Понимание, осмысление, знание, идентификация |
Длительное существование, жизнеспособность, готовность идти на жертвы во имя выживания и самосохранения нации |
Энергия, упорство, изобретательность, восстановление численности населения после катастрофических потерь |
Расовое, этническое разнообразие. Юридическое и фактическое равенство наций |
Способность изменять режим, подходящий для защиты независимости и национальных ценностей |
Еще по теме:
Сущность понятия “развитие” в психологии
Принцип развития имеет важнейшее значение для конструирования психологии как науки, ориентированной на изучение объективных закономерностей личности человека и его психики. Развитие психики реализуется в форме филогенеза (становление стру ...
Безработица
Во всех странах мира существует такая проблема как безработица. Ее жертвами становятся сотни миллионов человек, многие из которых матери и отцы. Для двух третей итальянцев - это “угроза номер один”. Появляются новые общественные проблемы. ...
Преодоление иждивенческой позиции воспитанников детского дома
История создания и развития учебных заведений интернатного типа в России и за рубежом дает основание для различных мнений о целесообразности воспитания детей в отрыве от семьи и порождает вопрос об особенностях формирования личности и пов ...
Навигация