Заключение

Мальчики и девочки с дошкольного возраста до юношества живут в разных культурных мирах, отличающихся характером взаимоотношений. Мальчики менее свободны в пересечении межполовых границ. Кроме того, многие их взаимодействия с девочками направлены на укрепление этих границ и могут рассматриваться как проявление мужской силы. Половым ролям свойственно два типа противоречий: у девочек – между традиционной и современной ролью; у мальчиков – между отроческой ролью, основанной на физическом превосходстве и стремлении к приключениям, и более обыденной ролью взрослого мужчины. Вероятно, что оба типа противоречий обусловлены историческими переменами. Изменение мужской роли в процессе развития определяется сочетанием отношений силы и исторических перемен и проходит три фазы: избегание женственности, физическая роль в отрочестве и взрослая роль, основанная на достижении успеха. Развитие женской роли характеризуется интенсификацией в период полового созревания, что также отражает отношения силы. Структурный подход к половым ролям, в частности, рассмотрение их с позиции силы, позволяет увидеть, что они в большей степени обусловлены ситуационным влиянием, чем усвоением половых стереотипов, а возможно, и тем и другим.

Как культурные, так и биологические факторы вносят свой вклад в развитие половых различий в способностях и личностных чертах. Влияние биологических факторов может быть сравнительно прямым, как, например, при воздействии мужских половых гормонов на агрессивность поведения. Оно может также быть косвенным, как в социальных и образовательных эффектах акселерации развития девочек. Вклад культуры отражается в широких вариациях половых ролей, обнаруженных в разных культурах в разные периоды нашей собственной истории. В недавнем исследовании внимание было обращено на половые роли в нашей культуре — их приобретение в детстве, воздействие на поведенческое развитие и связь с личностной адаптацией.

В исключительно описательном смысле некоторые половые различия в способностях и личностных чертах прочно установлены в существующих культурных условиях. Мужчины отличаются скоростью и координацией крупных движений тела, пространственной ориентацией и другими пространственными способностями, техническим пониманием и арифметическим мышлением. Женщины склонны к превосходству в мануальной ловкости, скорости и точности восприятия, памяти, числовом вычислении, беглости речи и других задачах, включающих механизмы языка. Обнаружено много половых различий в интересах и установках во время исследований разнообразными методами детей и взрослых. Все эти расхождения отражают традиционные половые роли культуры. Особый интерес представляют половые различия в социальной ориентации и в мотивации достижения. Другие важные личностные различия описываются в сексуальном поведении, эмоциональной адаптации и агрессивности.

В школьных достижениях последовательно выделяются девочки. В типичной учебной ситуации они, видимо, во многом удачливее мальчиков. С другой стороны, в более поздней профессиональной деятельности мужчины по количеству и степени достигают намного большего. Оба этих явно противоречивых результата могут служить отражением комплексного взаимодействия половых различий в способностях и личности, половых ролях и других культурных условиях.

Не следует говорить о неполноценности и превосходстве, но лишь о специфических различиях в способностях или личности между полами. Эти расхождения в значительной степени являются результатом культурных и других эмпирических факторов, хотя некоторые физические половые различия, безусловно, влияют на поведенческое развитие непосредственно или посредством социальных эффектов. Наконец, совпадение во всех психологических характеристиках позволяет рассматривать мужчин и женщин именно в качестве индивидуумов, а не с точки зрения групповых стереотипов.

Л.С. Выготский писал: «Индивид в поведении обнаруживает в застывшем виде различные законченные уже фазы развития. Генетическая многоплановость личности, содержащей в себе пласты различной древности, сообщает ей необычайно сложное строение».[16] Становление психологического пола личности в онтогенезе также несет на себе отпечаток разных эпох развития человеческого общества.

[1] А. Анастази, с. 598

[2] А. Анастази, с. 602-603

[3] В.В. Абраменкова, с. 110

[4] А. Анастази, с. 622

[5] Д. Арчер, с 222

[6] Д. Арчер, с 223

[7] Д. Арчер, с 223

[8] Д. Арчер, с. 225

[9] А. Анастази, с. 627

[10] А. Анастази, с. 628

[11] В.В. Абраменкова, с. 110

[12] В.В. Абраменкова, с. 111

[13] Л.С. Выготский

[14] В.В. Абраменкова, с. 112

[15] В.В. Абраменкова, с. 119

[16] Л.С. Выготский

Еще по теме:

Потребности и мотивы личности
Функции и теории мотивации Потребности выполняют побудительную функцию деятельности и поведения, а мотивы — направляющую. Проблема причинности (детерминации) поведения и деятельности человека была предметом многих теорий личности. Поэтом ...

Пограничные психические расстройства, развивающиеся у подростков с девиантным поведением в условиях семейной депривации
В данной главе представлен клинико-психопатологический анализ связи психических и поведенческих расстройств с аномальными семейными отношениями и условиями семейной депривации у детей с безнадзорностью и асоциальными формами поведения (во ...

Роль взрослых в преодолении аффекта неадекватности у подростков
Освоение нового сопровождается количественным накоплением и качественным преобразованием, отказом от того, что мешает усвоению нового опыта. Для достижения нового качества подросток должен превзойти самого себя, преодолеть психологический ...