Предметные игры детей раннего возраста

Информация о психологии » Предметные игры детей раннего возраста

Многочисленные факты, полученные в исследованиях, показывают, что жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка: кормит, купает, переворачивает его. Взрослый удовлетворяет и потребность ребенка в активной психической жизни: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки. Перемещаясь в пространстве с помощью взрослого, ребенок имеет возможность видеть большее количество предметов, прослеживать их смещение относительно друг друга, что формирует его сенсорный опыт. От взрослого исходят также слуховые и осязательные впечатления.

Взрослый выступает для ребенка в качестве посредника в общении ребенка с предметным миром. Часто ребенок начинает манипулировать предметом в присутствии взрослого, но у него пропадает интерес к предмету, когда взрослого нет рядом. Основной формой общения ребенка с взрослым постепенно становится совместная деятельность, когда активность ребенка стимулируется действиями взрослого и когда ребенок призывает взрослого к совместным действиям.

С понятием общение у нас связано представление о беседе, установлении взаимопонимания в процессе разговора. В данном случае речь, конечно, пойдет не об этом. В раннем детском возрасте преобладает предметное общение.

Развитие предметной деятельности ребенка связано с овладением теми способами обращения с предметами, которые выработаны обществом. Ребенок научается от взрослых ориентироваться на постоянное значение предметов, которое закреплено человеческой деятельностью. Предметный мир, окружающий ребенка, – мебель, одежда, посуда, игрушки – это предметы, которые имеют определенное назначение в жизни людей. Значение вещей и постигает ребенок в раннем детстве непосредственно через предметные игры. (2; 136)

Психологи выделяют три стабильных периода в развитии ребенка от 0 до 7 лет: младенчество (от 0 до 1 года); раннее детство (от 1 года до 3 лет) и дошкольное детство (от 3 до 7 лет).

Качественные преобразования, которые претерпевает психика ребенка за первые три года, весьма значительны. Поэтому многие психологи, размышлявшие о том, где же середина пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, отнесли ее к трем годам.

Трехлетний малыш способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношение с окружающими его людьми. При этом он владеет не только речевыми формами общения, но и элементарными формами поведения. Ребенок трех лет достаточно активен, понятен окружающим, самостоятелен.

Развитие психики ребенка от года до трех лет зависит от ряда факторов:

1. Овладение прямой походкой.

2. Развитие предметных действий.

3. Развитие речи ребенка.

Все три фактора взаимосвязаны между собой и без помощи взрослого теоретически невозможны. Это доказывают ряд случаев, когда детей вскармливали животные. Если такие дети снова попадали к людям – они не умели ни ходить, ни говорить, ни мыслить. И более того, они так и не становились людьми. Человеческая психика не возникает без человеческих условий жизни, вне общения с людьми. (3; 79)

Еще по теме:

Применение психодиагностики в оценке служащих ОВД России
Итак, мы выяснили, что психодиагностика – это совокупность приемов, позволяющих оценить психику человека. Она позволяет выявить личные качества человека, его психологическое состояние в определенном промежутке времени, а также предрасполо ...

Неспецифические признаки употребления наркотиков
Что касается общих для всех наркотиков признаков, то они привлекают внимание окружающих по следующим признакам: 1. Нарастающая скрытность. 2. Падает интерес к учебе или к привычным увлечениям и хобби, может быть, родители узнают о прогу ...

Профилактика стресса
Образ жизни - это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигател ...