Предупреждение и разрешение семейных конфликтов

Информация о психологии » Предупреждение и разрешение семейных конфликтов

Актуальность темы исследования:

«Предупреждение и разрешение семейных конфликтов» обуславливается необходимостью анализа сущности конфликтов в семье и их значительными изменениями, которые испытывают современные российские семьи под влиянием социальных процессов, происходящих в обществе. Семья один из важнейших инструментов социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей. Семейная жизнь имеет первостепенное значение для человека, и от того, как она складывается, какую роль выступают в ней конфликты и как они разрешаются для каждого из супругов зависит благополучие супружеской жизни. Это зависит от самого человека, от умения каждого из супругов управлять собой, уступать и идти на компромисс. Это не врожденные способности, они достигаются в результате упорной работы человека над самим собой и, конечно, воспитания.

Разные виды конфликтов на различных стадиях становления семьи имеют свои характеристики, свои стадии, свою динамику, свои особенности разрешения для каждого из супругов. Предупреждение и разрешение семейных конфликтов зависит от всех членов семьи и прежде всего от конфликтующих сторон – супругов.

И как писала основоположница семейного консультирования Вирджиния Сатир: «подобно движениям опытного моряка, который должен учитывать форму и размеры скрытой части айсберга для того, чтобы корабль спокойно пришел к намеченному курсу, жизнь семьи зависит от того, насколько она понимает, осознает и учитывает чувства, потребности, намерения, побуждения и мысли каждого своего члена, а они нередко скрыты именно в подводной части, заслонены от нас повседневными событиями, привычными словами, действиями и поступками». Так, следуя, этому высказыванию мы попытаемся разрешить и выявить те основные проблемные моменты в жизни семьи, которые обычно «выносят за скобки» семейные пары. Мы попробуем внести свой аспект в изучаемую проблему, внести что-то новое, что-то свое.

Разработанность проблемы:

хотя конфликты представляют собой повседневные явления, длительное время они не были объектом исследований.

Поскольку эта "молодая" область в психологии, но еще в советские времена ее занимались такие выдающие деятели как Сысенко В.А., Алешина Ю.Е., Менынутин В.П., Цельнир Зузанна и другие.

В России на сегодняшний день семейные конфликты являются наименее изученными среди всех типов социальных конфликтов. В конце 80-х Н.В. Малярова представила роль конфликта в функционировании семейной структуры. В этот же период А.Д. Тартаковский описал конфликты в сфере брачно-семейных отношений и предложил основные пути их устранения. В.А. Сысенко проанализировал один из типов семейных конфликтов - супружеский, выделив причины его возникновения, а А.И. Тащева рассмотрела атрибутивные процессы в супружеских конфликтах. А.Н. Волкова описывает семейные конфликты с точки зрения психологического консультирования. В.П.Левкович и О.Э. Зуськова применили социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов. М.В. Розин исследовал представления о родителях и семейных конфликтах в подростковой субкультуре. Разработано много рекомендаций по нормализации супружеских взаимоотношений, предупреждению перерастания спорных ситуаций в конфликты (В. Владин, Д. Капустин, И. Дорно, А. Егидес, В. Левкович, Ю. Рюриков).

Еще по теме:

Интеллект: определения, и классификация
В истории психологических исследований проблема интеллекта, являясь, с одной стороны, наиболее изучаемой и распространенной (ей посвящено наибольшее количество работ), с другой стороны, остается самой дискуссионной. Так, например, до наст ...

Проблема становления личности и самосознания в процессе социального взаимодействия
Данная проблема явилась центральной в творчестве Д.Г.Мида. Основная идея, заложившая ее решение, заключалась в способности индивида относиться к себе как к объекту. “Индивид входит в собственный опыт только как объект, а не как субъект, и ...

Профессиональное саморазвитие педагога как условие развития личности педагога
Утверждение К. Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А.Дистервег писал, им ...