Лаборатория психологии воспитания детей школьного возраста Института психологии АПН, начиная с 1945 г., приступила к исследованию психологических особенностей отношения школьников к учению, труду, коллективу и того, как это отношение формируется под влиянием условий жизни ребенка и его воспитания.
В исследованиях лаборатории, проводившихся еще в 1945 г., было показано, например, что знания, приобретаемые в школе, по-разному усваиваются учениками и занимают разное место в личности школьника, в зависимости от того, как у него воспитано отношение к этим знаниям и к своей учебной деятельности. Наличие учебных интересов и стремление овладеть основами наук, как средством познания действительности, а также отношение к учению, как к деятельности общественно значимой, за качество выполнения которой ученик чувствует себя ответственным перед школой и родителями, создают те условия, при которых знания, приобретаемые в школе, становятся убеждениями школьника, основой для формирования его мировоззрения. Наоборот, если у школьника не воспитаны познавательные интересы, если он учится по внешнему принуждению и не видит общественного смысла в своей учебной деятельности, его знания оказываются формальными, чуждыми его личности и сознанию.
Автор теории стресса Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих к физической активности, - к сопротивлению, борьбе или бегству.
Стрессорами (причинами стресса) могут быть и физические раздражители и психические, как реально действующие так и вероятные. Человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Психическими стрессорами являются необходимость принятия особо ответственных решений, быстрой перестройки при резкой перемене стратегии поведения, неудовлетворяющие темпы продвижения по службе, конфликты.
Стресс - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как и повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Согласно классической теории стресса Ганса Селье, организм человека справляется со стрессом тремя путями:
1. Сигналы мозга по блуждающим нервам поступают к двигательным мышцам, к плечам, бёдрам и так далее, распространяясь по организму и подготавливая его к немедленному ответу.
2. Сигналы мозга по автономной системе поступают в жизненно важные органы – сердце, лёгкие и так далее. Учащается пульс, повышается давление эритроцитов и содержание сахара в крови, дыхание становится частым и прерывистым.
3. Сигналы мозга поступают в надпочечники и гипоталамус. Надпочечники регулируют выброс в кровь адреналина, который является общим быстродействующим стимулятором.
Выделяется ряд симптомов, свидетельствующих, находится ли ребёнок под стрессом:
1. Плохое настроение.
2. Возврат привычек более раннего возраста: сосание пальца, сюсюканье и т.п.
3. Плохой сон.
4. Раздражённость, апатия.
5. Отчуждённость от других членов семьи.
6. Отыгрывание на братьях и сестрах.
7. Частые простуды и другие лёгкие недомогания.
8. Головные боли.
9. Боли в животе, проблемы с пищеварением.
10. Рассеянность при выполнении элементарных работ.
11. Обострение астмы или бронхита.
12. Отказ идти в садик (или в школу).
13. Мышечная напряжённость в области шеи или головы.
14. Сухость во рту.
15. Липкие руки.
16. Чрезмерный или пропавший аппетит.
17. Неспособность сосредоточиться.
18. Повышенная плаксивость.
19. Повышенная сонливость.
20. Неугомонность.
- Неправильные мотивы учения школьников как причина школьного стресса
- Образование стресса в результате расхождения образов «Я»
- Стресс, причиной которого является школьная система
- Цели и установки школы в возникновении стресса
- Реакции учителя как причина возникновения стресса
- Исследование Я-концепции и способности в возникновении стресса
- Исследование достижения и неудачи как причины стресса
- Выводы
Еще по теме:
Мотивы вступления в брак
Главное в любви – умение ждать. Молодым кажется, что любовное чувство соответствует лишь молодому возрасту. И если тебя не осенила любовь в 18—20 лет, то ничего уже больше в жизни не будет. В действительности дело обстоит по-другому. Боле ...
Факторы, определяющие особенности российского менталитета
Первый и, пожалуй, наиболее яркий фактор российского менталитета связан с историей крепостного права. По переписи конца XIX века в России более 80% населения составляли крестьяне. А в течение почти тысячелетия до этого в России существова ...
В экзистенциальном подходе к группе
Ответвление философской мысли - М.Хайдеггер и Жан-Поль Сартра. Создание условий для расширения самосознания и устранения препятствий в процессе совершенствования личности. Участникам предоставляется помощь в раскрытии свободы выбора и уме ...
Навигация