Цели и установки школы в возникновении стресса

Страница 1

Доминирующей ценностью в системе образования являются успехи в учебе. Все, что делает школьник изо дня в день, оценивается сквозь призму успешности решения учебных задач. В результате его Я-концепция постепенно оказывается пронизанной ценностями я стандартами, связанными с учебными достижениями.

Дети с высоким уровнем учебных успехов — соответствующим их способностям или превышающим их — получают одобрение и вознаграждение, согласно принятой в школе системе оценок. Дети с низким уровнем успеваемости, независимо от того, какими они обладают способностями, либо вообще не получают одобрения, либо получают его в связи с успехами в какой-либо иной деятельности.

Существуют, конечно, дети с низкими способностями к учебе. В идеале они получают свою долю одобрения за упорство и прилежание, которые тем самым приобретают в сфере образования самостоятельную ценность. Чтобы успехи в учебе стали источником самооценки школьника, они вначале должны получить внешнюю оценку. Таким образом, учащийся завоевывает признание и приобретает статус человека, оказывающего благоприятное воздействие на значимых других и на свое окружение в целом.

Включаясь в жизнь школы, ребенок фактически начинает параллельно осваивать две программы. Одна — это официальная учебная программа, освоение которой является общепризнанной задачей каждого школьника, вторая — скрытая программа социализации, обусловленная характером межличностных взаимоотношений, складывающихся в школе. Вся школьная жизнь в основном направлена на реализацию первой программы. Вторая программа не имеет столь явного организационного оформления, но именно благодаря ей формируется эмоциональная и социальная жизнь ребенка, его представление о себе и о том, что думают о нем другие.

Практически в любой учебной ситуации присутствует момент самой детальной оценки, которой подвергают школьника учителя, сверстники, родители, а нередко и он себя сам; основой такой оценки служат внешние стандарты. Каждый школьник обычно твердо знает относительную ценность своих достижений, поскольку в школе преобладают оценочные суждения сопоставительного характера. Здесь безраздельно царит дух соперничества, которое считается основным мотивационным механизмом учебного процесса. Повторяющиеся на протяжении многих лет как положительные, так и отрицательные оценки не могут не оказать существенного, принципиального влияния на Я-концепцию в целом. Систематические положительные подкрепления учебной деятельности школьника, свидетельствующие о его достижениях, не являются гарантией позитивности его Я-концепции, но значительно повышают вероятность такого результата. С другой стороны, если в учебных ситуациях школьник будет получать преимущественно отрицательный опыт, то вполне возможно, что у него — сформируется не только негативное представление о себе как об учащемся, но и негативная общая самооценка.

В книге «Школы без неудач» (1969) Глассер критикует систему школьного образования, считая, что она препятствует достижению идентичности, ассоциирующейся с успехом. Позитивную социальную оценку получают дети, демонстрирующие хорошие учебные результаты, а те, кто не способен соревноваться с ними в учебе, получают низкую оценку. При этом организация школьной жизни основывается на принципе поощрения лишь учебных успехов, тогда как проблема самопознания учащихся, по существу, игнорируется. В системе традиционного школьного обучения главным, если не единственным, основанием при определении способностей школьников являются вербальные проявления интеллекта. Учителя, как правило, не стремятся к тому, чтобы дети использовали и ценили другие проявления своих способностей. Все остальные навыки и способности не выдерживают такой конкуренции и оказываются вытесненными в этой системе ценностей. Поэтому многие дети, не обладающие высокими данными в плане вербального интеллекта, ощущают, что они вообще ни к чему не способны, а это ощущение фактически обрекает их на неудачу.

В школе стало также традицией делать успеваемость предметом конкурентной борьбы; при этом страх детей потерпеть в ней поражение используется как основное средство учебной мотивации. Тем самым в самой системе образования заложено формирование потенциально заниженной самооценки у детей, а это ведет к тому, что большинство из них будут ощущать себя неспособными к учебе или вообще неудачниками. Поэтому нет ничего удивительного в том, что средняя самооценка школьников в интервале от второго до седьмого классов характеризуется устойчивым и неуклонным снижением (Морзе, 1964).

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Проблема совместимости: начальники, коллеги, подчиненные
Психологическую совместимость можно определить, как форму выражения взаимности или "справедливого обмена" в отношениях между людьми. Существуют объективные обстоятельства, способствующие совместимости или несовместимости, и субъ ...

Безработица
Во всех странах мира существует такая проблема как безработица. Ее жертвами становятся сотни миллионов человек, многие из которых матери и отцы. Для двух третей итальянцев - это “угроза номер один”. Появляются новые общественные проблемы. ...

Возникновение страха в ответ на действие угрожающего стимула
Мы получили в наследство от своих далеких предков набор определенных качеств и эмоций, позволяющих им как-то определить свое отношение к окружающему миру и лучше приспосабливаться к нему. Страх, как тень, преследовал человека с незапамятн ...